Мы знаем что для действительности торговой сделки, условием является предложения со стороны продавца(иджаб),и принятие со стороны покупателя (къабул) .
Но действительна ли торговля, если просто молча купить ( как у нас в магазинах) ?
Говорит Исследователь книги И’анату ат-Талибин шарх на Фатхуль Му’ин :
Учёные единогласны на дозволенность торговли предложением и принятием [ иджаб и къабул].Но у них разные мнения на счёт дозволенности торговли без предложения и принятия ( муа’тат) . Мазхаб Ханафитов, Маликитов и Ханбалитов, что дозволено торговля без предложения и принятия в абсолютной форме, пока соблюдаются другие условия сделки.
Что касается Шафиитов, то у них на счёт такой торговли три мнения:
1) Нельзя вообще, и это сильное мнение у них.
2) Можно полностью, так как там происходит взаимодействие. Это мнение ан-Навави, аль- Мутавалли, аль- Багъави и других.
3) Можно в незначительных вещах, как например, какое то количество хлеба, или лука, в таких вещах можно торговаться без предложения и принятия ( иджаба и къабула) , но нельзя в дорогих товарах как жемчуг и другие.
( 1) اتفق الفقهاء على جواز البيع بالإيجاب والقبول، ولكنهم اختلفوا في صحته بالتعاطي على أقوال : فذهب الحنفية والمالكية والحنبلية إلى صحة البيع بالتعاطي مطلقاً ما دام التعاطي مستوفياً لشروطه، وأما الشافعية
فلهم في ذلك ثلاثة أقوال :
الأول: بعدم الجواز مطلقاً، وهو المشهور عندهم.
الثاني : بالجواز مطلقاً إذا جرى التعامل به، وهو اختيار النووي والمتولي والبغوي، وغيرهم.
الثالث : بالجواز بالمحقرات مثل رطل خبز، وحزمة بصل، فإنه يجوز فيها البيع بالتعاطي، دون النفائس من
السلع كالجواهر، وغيرها.
📚Тахкик на И’анату ат-Талибин том 3 стр. 9
https://t.me/AlWajibru