Желательно смотреть на невесту до сватовства.
Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277 разъясняет хадис:
От Абу Хурейры передаётся, я был у Пророка ﷺ , и к нему пришёл мужчина и сообщил что он поженился на женщине из ансаров, и сказал ему Посланник Аллагьа ﷺ : ты посмотрел на неё? Он сказал: нет. И сказал (Пророк ﷺ) иди и посмотри на неё, поистине в глазах ансаров что-то есть. Сахих Муслим 3485
В этом хадисе доказательство желательности посмотреть тому кто хочет жениться на невесту, и это наш мазхаб и мазхаб Малика и Абу Ханифы и других Куфийцев и Ахмада и большинства учёных.
Затем, ему дозволено смотреть только на лицо и кисти рук, так как они не аурат,на лицо, потому что там отражается красота (или отсутствие красоты человека) , и кисти рук, потому что по нему можно узнать здоровье(плодовитость) тела (или его нездоровье) . Это наш мазхаб и мазхаб большинства учёных.
Затем, наш мазхаб и мазхаб Малика , Ахмада и большинства учёных, что не является условием смотреть, её согласие на это, он может смотреть на неё когда она это не подозревает заранее не оповестив. Сказал Малик: я порицаю, чтобы он смотрел когда она не в курсе этого, так как есть риск что взгляд упадёт на её аурат.
Сказали наши соратники: желательно чтобы он смотрел на неё до сватовства, чтобы, если ему она не понравится, он оставил её без проблем, в отличие от ситуации когда он оставил её после сватовства, Аллагь знает лучше.
И сказали наши соратники: если он не может смотреть на неё( по каким то причинам), желательно чтобы он отправил к ней доверенную женщину, чтобы она посмотрела на неё и сказала ему, и чтобы это было до сватовства как мы до этого говорили.
أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: كُنتُ عند النبي ، فَأَتَاهُ رَجُلٌ فَأَخْبَرَهُ أَنَّهُ تَزَوَّجَ امْرَأَةً من الأَنْصَارِ، فَقَالَ لَهُ رَسُولُ الله أَنظَرْتَ إِلَيْهَا؟ قَالَ: لَا ، قَالَ: «فَاذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا فان في اعين الانصار شيا 3485 وفيه استحباب النظر إلى من يريد تزوجها ، وهو مذهبنا ومذهب مالك وأبي حنيفة وسائر الكوفيين وأحمد وجماهير العلماء،…… ثم إنه إنما يباح له النظر إلى وجهها وكفيها فقط؛ لأنهما ليسا بعورة؛ ولأنه يُستدل بالوجه على
الجمال أو ضده، وبالكفين على خصوبة البدن أو عدمها، هذا مذهبنا ومذهب الأكثرين…. ثم مذهبنا ومذهب مالك وأحمد والجمهور أنه لا يُشترط في جواز هذا النظر رضاها، بل له ذلك في غفلتها من غير
تقدم إعلام، لكن قال مالك : أكره نظره في غفلتها مخافة من وقوع نظره على عورة…. قال أصحابنا : يُستحب أن يكون نظره إليها قبل الخطبة حتى إنه كرهها تركها من غير إيذاء، بخلاف ما إذا تركها بعد الخطبة، والله أعلم. قال أصحابنا : وإذا لم يُمكنه النظر استحب أن يبعث امرأة يثق بها تنظر إليها وتخبره، ويكون ذلك
قبل الخطبة لما ذكرناه
📚шарх сахих Муслим том 5 стр. 56