Этикеты и обязанности требующего знания
Имам Абу Хамид аль-Газали (450–505 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) приводит семь задач кто получает знания:
Первая задача: сначала очистить себя от плохих качеств, из слов Пророка ﷺ : Ислам построен на чистоте»¹.Чистота бывает не только в одежде, но должно быть и в сердце, на это указывает слова Всевышнего
:»поистине многобожники являются нечистью
«², и разъяснил что нечисть бывает не только в одежде. Если человек не очистит своё сердце от мерзких качеств, то он не получит полезных знаний в религии, и не будет освещаться светом знаний. Сказал ибн Мас’уд: знания это не множество передач информации, поистине знание, это свет ,вложенный в сердце. Сказали некоторые учёные: мы учили знание не ради Аллагьа, но знание отказывается быть только как ради Аллагьа.Тоесть, знание отказалось и воспрепятствовало нам, и не дало нам свою истинную сущность, мы только получили слова и рассказы.
Вторая задача: Чтобы минимизировал связи с людьми, и жил далеко от родины, чтобы полностью погрузиться в знание, Аллагь не сделал для человека двух сердец, и поэтому говорят: знание не даст тебе часть себя, пока ты не посвятишь ему всю себя.
الوظيفة الأولى : تقديم طهارة النفس على رذائل الأخلاق، لقوله : بني الدين على النظافة (٢)، وليست النظافة مرادة في الثياب فحسب، بل في القلب، ويدل عليه
قوله تعالى : ﴿إِنَّمَا الْمُشْرِكُونَ نَجَسٌ ﴾ [التوبة: (۲۸)، بين أن النجاسة لا تختص بالثياب، فما لم ينظف الباطن عن الخبائث لا يقبل العلم النافع في الدين، ولا يستضيء بنور العلم. قال ابن مسعود : ليس العلم بكثرة الرواية، إنما العلم نور يقذف في القلب .وقال بعض المحققين : تعلمنا العلم لغير الله فأبى العلم أن يكون إلا الله ) . أي: العلم أبى وامتنع علينا فلم تنكشف لنا حقيقته، وإنما حصل لنا حديثه وألفاظه . الوظيفة الثانية: أن يقلل علائقه، ويبعد عن وطنه، حتى يتفرغ قلبه للعلم، فما كلك . جعل الله لرجل من قلبين في جوفه، ولذلك قيل : العلم لا يعطيك بعضه حتى تعطيه كلك
Третья задача: Не возгордиться над знаниями, и не повелевать учителю, наоборот полностью положиться на него отдав уздечку выбора ему, также как тяжело больной человек полностью доверяется врачу и отдаёт поводья выбора ему и не указывает ему какой у него вид болезни обследовать, а какой нет.
Следует постоянно служить учителю, как передают ,что однажды Зайд ибн Сабит помолился над джаназа и ему привели мулла чтобы он сел на него, и пришёл ибн Аббас и взял его стремя, и сказал Зайд :Не нужно этого делать о сын дяди Посланника Аллаха ﷺ , и сказал ибн Аббас: Таким образом нам велено поступать с учёными и почётными людьми, и Зайд поцеловал руку ибн Аббаса и сказал: Таким образом нам велено поступать с семейством нашего Пророка ﷺ .¹
الوظيفة الثالثة: أن لا يتكبر على العلم، ولا يتأمر على المعلم، بل يلقي إليه زمام الاختيار، كالمريض المُدْنَف (٢) يلقي زمام الاختيار إلى الطبيب من غير أن يتحكم عليه بشيء في استدعاء نوع الأدواء دون نوع، وينبغي أن يواظب على خدمة المعلم، كما روي أن زيد بن ثابت الله صلى على جنازة، فَقُربت له بغلته ليركبها، فجاء ابن عباس ، فأخذ بركابه، فقال زيد خل عنك يا ابن عم رسول الله ، فقال ابن عباس : هكذا أمرنا أن تفعل بالعلماء والكبراء، فقبل زيد يده وقال : هكذا أمرنا أن نفعل بأهل بيت نينا ).
Четвёртая задача: Остерегаться прислушиваться к разногласиям между людьми, потому что это приводит к смятению и замешательству, из-за того что сердце начинающего в начале, склоняется ко всему тому что ему говорят, особенно к путям безделья, которая соответствует лени. И поэтому, начинающему нельзя следовать действиям тех кто уже находятся в завершающей стадии, что даже некоторые сказали: Кто посетил нас в начале, станет правдивым, кто посетил нас в конце, станет безбожником. Потому что они соблюдают только фарды, а дополнительные деяния они заменили на контроль за сердцем и постоянным ощущением присутствия Всевышнего. А тот кто не знает этого и находится в беспечности, думает что это лень и безделье. Как говорит Всевышний:»
И ты увидишь, что горы, которые ты считал неподвижными, придут в движение, словно облака.
Сура Муравьи 88 аят.
الوظيفة الرابعة : أن يحترز عن الإصغاء إلى اختلافات الناس، فإن ذلك يورث دهشة وحيرة، فإنه يميل في أول الأمر قلبه إلى كل ما يلقى إليه، خصوصاً إلى طرق التعطيل التي توافق الكسل والبطالة، ولهذا لا يجوز للمبتدئين الاقتداء بأفعال المنتهين، حتى قال بعضهم : من زارنا في البداية صار صديقاً، ومن زارنا في النهاية صار زنديقاً؛ لأنهم في النهاية سكنت جوارحهم عن الحركات إلا في الفرائض، واستبدلوا بالنوافل سير القلوب ودوام الشهود على الدوام، والغافل يظن به البطالة والكسل وترى الجبال تحسبها جامدة وهي
تمر مر السَّحَابِ [النمل : 88
📚Мухтасар ихья улумуддин стр 39
¹ Сказал Хафиз аль-Иракъи:этот хадис передал ат-Табарани в аль- Кабир 4746,также аль- Хаким и аль- Байгьакъи. Сказал аль- Хаким иснад достоверный по условиям Муслима и с ним согласился аз-Захаби