Что лучше, сокращать намаз в сафаре или делать полноценно?  

Что лучше, сокращать намаз в сафаре или делать полноценно?

 

Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277

 

Разъясняет хадис:

 

От Аишы жены Пророка ﷺ передаётся что она сказала: Намаз вменен в обязанность по два ракаата и тому кто дома и в сафаре , и оставили в сафаре два ракаата и добавили тому кто дома к этому.сахих Муслим 1570

 

У учёных разные мнения на счёт сокращения намаза в пути, и сказал аш-Шафии и Малик ибн Анас и Ахмад и большинство учёных: дозволяется в пути и сокращать и совершать полноценно но сокращать лучше, и у нас (шафиитов) есть мнение что совершать полноценно лучше и есть мнение что они равны по достоинству,но достоверно известное мнение что сокращать лучше.

 

И сказал Абу Ханифа и многие что сокращать в сафаре обязательно и нельзя совершать полноценно и приводят в довод этот хадис и также то что большинство действий Пророка ﷺ и его сподвижников было сокращение в пути.

 

И привёл аш-Шафии и те кто с ним согласны известные хадисы из сахих Муслим и других что сподвижники, из них были кто путешествовали с Пророком ﷺ и сокращали намаз в пути, были кто делали полноценно, были кто держали пост в пути, были кто не держали, и никто не порицал друг друга за это, и также Усман делал полноценно в сафаре и также Аиша и другие.И это явный смысл слов  Аллаха (нет на вас греха если вы будете сокращать некоторые молитвы.сура женщины,101 аят). И из этого аята вытекает отсутствие греха и дозволенность. А что касается хадиса «вменена в обязанность намаз по два ракаата» То смысл этого, вменена обязанность два ракаата тому кто хочет сократить и добавили два ракаата тому кто не в сафаре  окончательным решением, и установили для намаза в пути дозволенность сокращать и установлены доказательства дозволенности и совершения полноценно, и необходимо вернуться к этим доказательствам и объединить между шариатскими доводами.

 

عَنْ عَائِشَةَ زَوْجِ النَّبِي أَنَّهَا قَالَتْ: فُرِضَتِ الصَّلَاةُ رَكْعَتَيْنِ رَكْعَتَيْنِ، فِي الْحَضَرِ وَالسَّفَرِ، فَأُقِرَّثُ صَلَاةُ السَّفَرِ، وَزِيدَ فِي صَلَاةِ الْحَضَرِ

 

(۳۵)، د (۱۱۹۸)، من (٤٥٦)]. [١٥٧٠] قولها : (فرضت الصلاة ركعتين ركعتين في الحضر والسفر، فأقرت صلاة السفر، وزيد في صلاة الحضر) اختلف العلماء في القصر في السفر، فقال الشافعي ومالك بن أنس

 

وأحمد وأكثر العلماء: يجوز القصر والإتمام والقصر أفضل، ولنا قول أن الإتمام أفضل ووجه أنهما سواء، والصَّحيح المشهور أن القصر أفضل وقال أبو حنيفة وكثيرون: القصر واجب ولا يجوز الإتمام، ويحتجون بهذا الحديث، وبأن أكثر فعل النبي وأصحابه كان القصر، واحتج الشافعي وموافقوه بالأحاديث المشهورة في صحيح مسلم وغيره: أن الصحابة من كانوا يسافرون مع رسول الله ، فمنهم القاصر، ومنهم المتم، ومنهم الصائم، ومنهم المفطر، لا يعيب بعضُهم على بعض، وبأن عثمان كان يتم، وكذلك عائشة وغيرها، وهو ظاهر قول الله عز وجل: لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحُ أن تَقصُرُوا مِنَ الصَّلوة) (النساء: ١٠١)، وهذا يقتضي رفع الجناح والإباحة. وأما حديث فرضت الصلاة ركعتين فمعناه: فرضت ركعتين لمن أراد الاقتصار عليهما، فزيد في صلاة الحضر ركعتان على سبيل التحتيم، وأقرت صلاة السفر على جواز الاقتصار وثبتت دلائل جواز الإتمام، فوجب المصير إليها والجمع بين دلائل الشرع.

 

📚шарх сахих Муслим том 2 стр. 213

 

Путь саляфов
Добавить комментарий