Хукм того кто оставил намаз
Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277 разъясняет хадис:
От Джабира передаётся, что он сказал: я слышал Посланника Аллагьа ﷺ, который говорил: Поистине между человеком и ширком и неверием, оставление намаза.
Сахих Муслим 246
Что касается оставляющего намаз, если он отрицает обязательность намаза, то он неверующий по единогласному мнению учёных, это является выходом из Ислама, кроме человека, который недавно принял Ислам, и он не был среди мусульман такое время, чтобы ему объяснили обязательность намаза.
Если он намаз оставил из-за лени, но вместе с убеждённостью о его обязательности, как это положение многих людей сегодня, то на счёт такого есть разные мнения учёных:
Мазхаб Малика, аш-Шафии и большинства салафов и халафов, что он не становится неверующим, он является грешником ,у него требуют покаяния, если покается его оставляют, если нет, то его убивают в качества наказания, также как женатого прелюбодея, но его убивают мечом.
Группа из салафов придерживается мнения, что он становится неверующим, и это передаётся от Али ибн Абу Толиба, и это одно из риваятов Ахмада ибн Ханбала,и также этого мнения придерживается Абдулла ибн Мубарак и Исхак ибн Рахавейгь, и также это одно из мнений некоторых соратников аш-Шафии.
Имам Абу Ханифа и группа из Куфийских учёных и также аль- Музани ученик аш-Шафии, говорят что он не становится неверующим, и его не убивают, а наказывают и держат в заключении пока не будет молиться.
Доводы тех кто считает оставление намаза куфром, внешний смысл хадиса. …..
Доводы большинства учёных, которые не считает это неверием, аят:
поистине Аллагь не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает всё остальное, кому пожелает.
» Сура женщины 48 аят. И также слова Пророка ﷺ : кто сказал нет божества кроме Аллагьа, войдёт в рай. » Кто умер зная что нет божества кроме Аллагьа войдёт в рай. » ….
А слова Пророка ﷺ: между человеком и неверием оставление намаза » то смысл этого, такой заслуживает наказание неверующего из-за оставления намаза, а это смерть. Или это имеется ввиду, кто дозволяет оставление намаза, или это может привести к неверию, или это действие, есть действия неверующих, а Всевышний знает лучше.
جابر يقول سمعت النبيﷺ يقول:ان بين الرجل و بين الشرك و الكفر ترك الصلاة… وأما تارك الصلاة، فإن كان منكراً لوجوبها فهو كافر باجماع المسلمين خارج من ملة الإسلام
الا أن يكون قريب عهد بالإسلام، ولم يخالط المسلمين مدة يبلغه بها وجوب الصلاة. ون كان تركه تكاسلاً مع اعتقاده وجوبها كما هو حال كثير من الناس فقد اختلف العلماء فيه مذهب مالك والشافعي والجماهير من السلف والخلف إلى أنه لا يكفر، بل يفسق ويستاب فان تاب وإلا قتلناه حدا، كالزاني المحصن، ولكنه يقتل بالسيف
ذهب جماعة من السلف إلى أنه يكفر، وهو مروي عن علي بن أبي طالب عليه، وهو احدى الروايتين من أحمد بن حنبل، وبه قال عبد الله بن المبارك وإسحاق بن راهويه، وهو وجه البعض اصحاب الشافعي رضوان
الله عليه. وذهب أبو حنيفة وجماعة من أهل الكوفة والمزني » صاحب الشافعي إلى أنه لا يكفر ولا يقتل. بل يعزر ويحبس حتى يصلي.. واحتج من قال بكفره بظاهر الحديث الثاني المذكور، وبالقياس على كلمة التوحيد، واحتج من قال لا يقتل، بحديث : لا يحل دم امرئ مسلم إلا بإحدى ثلاث ، وليس فيه الصلاة.
واحتج الجمهور على أنه لا يكفر بقوله تعالى : إن الله لا يغفرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يشاء ١٤٨، وبقوله : من قال: لا إله إلا الله دخل الجنة )، من مات وهو يعلم أنلا إله إلا الله، دخل الجنة…. قوله : بين العبد وبين الكفر ترك الصلاة على معنى أنه يستحق بترك الصلاة عقوبة الكافر، وهي القتل، أو أنه (9) محمول على المستحل، أو على أنه قد يؤول به إلى الكفر، أو أن فعله فعل الكفار،
والله أعلم .
📚Шарх Сахих Муслим том 1 стр. 440-441
https://t.me/AlWajibru