Вопрос:
Я прочитал, что в шафиитском мазхабе запрещена охота огнестрельным оружием, так как это рассматривается как убийство с использованием тяжелого предмета. Насколько достоверны эти утверждения, и есть ли разница между современными пулями и древними?
Ответ:
Хвала Аллагьу, мир и благословение Посланнику Аллаха.
Среди ученых существует разные точки зрения относительно разрешения охоты ружьем. Некоторые рассматривают его как тупую стрелу, то есть предмет, изготовленный из дерева и железа. Если этот предмет ранит дичь своим острием, то ее мясо можно употребить в пищу. Если же он ранит дичь другой частью, то это запрещено, как и убитая от болезни или другими тяжелыми предметами, как палка или камень. Это связано с тем, что такое оружие ломает, разрушает и убивает дичь своей тяжестью. Если дичь еще жива, ее следует заколоть с произнесением имени Аллаха, чтобы она стала дозволенной для употребления в пищу. К такому мнению пришли шафииты и ханафиты.
Если дичь убита не острым предметом, ее употребление в пищу также недозволено, даже если она ранена. Имам ан-Навави в своей работе «Аль-Маджму’а» говорит (том 9, стр. 110), что если острым предметом, наподобие меча, стрелы или острым камнем, был нанесен удар по дичи и она умерла, то это дозволено. Если же выстрел был сделан не острым предметом, например, с использованием глиняных пуль объемом ядра ореха или булавки, или если выстрел попал не острием и убил дичь, то это запрещено. Это связано с условиями орудий для охоты в шафиитском мазхабе: орудие должно ранить дичь своим острием, и запрещено, если орудие убивает дичь своей тяжестью, это касается и огнестрельного оружия.
Автор книги «Фатхуль Муин» (стр. 306) указывает, что категорически запрещено использовать огнестрельное оружие для охоты, так как оно изготовлено из железа и быстро убивает дичь выжигая её. Однако существует мнение шафиитов, которые разрешают охоту огнестрельным оружием в случае, если дичь не умирает сразу же после выстрела, например, гуси. Если дичь умирает мгновенно, как маленькая птица, то это запрещено. Также запрещено, если пуля поразила дичь так, что она умерла от удара или оторвала голову.
В Хашияте Кальюби и Умейра (том 4, стр. 245) указывается, что разрешена охота ружьем, если дичь не умирает от выстрела. В противном случае это запрещено, например, в случае маленьких птиц. Под ружьем здесь понимается огнестрельное оружие вне зависимости от того, является ли оно острым или нет, сюда же относится тяжёлый предмет.
Ханафитские ученые ставят условие для допустимости охоты ружьем — это наличие выхода крови из дичи. Ибн Абидин в своем труде «Дур аль-Мухтар» (том 6, стр. 471) цитирует Къади Хана, который говорит, что охота ружьем, камнями, стрелами или палкой, а также подобными предметами, даже если они ранят, запрещена, так как они не прорезают. Исключение составляют острые предметы длиной как стрела — с ними можно охотиться и употреблять дичь. Относительно выстрелов, которые наносят повреждения внутренним органам, но не прорезают внешнюю часть дичи, они также запрещены, так как не происходит выхода крови. Тяжелые предметы из железа или другие подобные предметы подчиняются тем же правилам (т.е. если они прорезают то дозволено, если не прорезают то не дозволено).
Из учёных, которые рассматривают пули как острое орудие, которое проникает в тело, выводит кровь и убивает своим остриём, а не своей тяжестью, и таким образом делают охоту дозволенной, являются большие учёные маликитского мазхаба. Это мнение было высказано в шархуль кабир шейха ад-Дардира 2/103. Огнестрельное оружие не упоминается в текстах предыдущих учёных, поскольку оно является новым видом оружия, ибо порох появился в середине восьмого века. Поздние учёные имеют различные мнения на этот счёт. Некоторые считают охоту этим оружием запретной, аналогично глинометателю, в то время как другие, такие как Абдулла аль-Къавари, ибн Гъази, шейх аль-Манджур, мой господин Абдурахман аль-Фаси и шейх Абдулкъадир аль-Фаси, аргументируют дозволенность охоты таким оружием, указывая на то, что его использование также приводит к выходу крови и быстрой смерти, что соответствует шариатским принципам закалывания из-за скорой смерти.
Аналогия между огнестрельным оружием и глинометом недействительна из-за различий в их действиях: огнестрельное оружие действительно режет и проникает, в то время как глиномет просто ломает и разбивает. Использование глиномета запрещено из-за его способности тяжело ранить, и этот запрет подтверждается в Коране. Если пуля острая и способна проникать, то такая охота разрешена, и дичь, убитую таким образом, допустимо употреблять в пищу. В противном случае дичь не следует употреблять без предварительного закола. Нет никаких проблем в следовании мнению маликитов в этом вопросе. Всевышний знает лучше.
Источник:Иорданский дом фатв.
http://alwajib.ru/