Хукм опускания одежды ниже щиколоток.

Хукм опускания одежды ниже щиколоток.

 

Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277 разъясняет хадис:

 

От ибн Умара передаётся что Посланник Аллагьа ﷺ сказал: Аллагь не посмотрит на того кто волочит свою одежду за собой из высокомерия. Сахих Муслим 5453

 

Опускание одежды бывает в изаре, рубашке и чалме. Нельзя опускать одежду ниже щиколоток из-за высокомерия, и нежелательно опускать одежду просто так. Внешний смысл хадисов указывают ,что запрет опускания одежды идёт, когда это делается из высокомерия. И на это указывает и текст от Имама аш-Шафии.

 

И учёные единогласны, о дозволенности опускать одежду ниже щиколоток для женщин, ведь достоверно передаётся от него ﷺ что он  ﷺ дозволил им опустить подолы платьев на один локоть. А Аллагь знает лучше.

 

Что касается желательного размера, который опускается у рубашки и изара, то это до середины голеней. Как говорится в хадисе от ибн Умара. А в хадисе от ибн Абу Саида говорится: одежда верующего до середины голеней, нет проблем если опускать до щиколоток, то что ниже этого, в огне.

 

Желательно до середины голеней, допустимо без нежелательности до щиколоток, ниже щиколоток недопустимо, если это делается из высокомерия ,то это харам, если нет ,то карахат — танзих.

 

А что касается общих хадисов, где говорится, что то что ниже щиколоток в огне, то это касается тех, кто это делает из высокомерия, потому что хадисы на этот счёт пришли обобщённо и нужно их обособить таким образом. А Аллагь знает лучше.

 

Сказал аль- Къады: сказали учёные: в общем, нежелательно всё то, что превышает нужду и норму в одежде, и в длине и в ширине. А Аллагь знает лучше.

 

عَنِ ابنِ عُمَرَ أَنَّ رَسُولَ اللهِ ﷺ قَالَ: «لَا

 

ينظُرُ اللَّهُ إِلَى مَنْ جَرَّ ثَوْبَهُ خُيَلَاءَ… وأما فقه الأحاديث فقد سبق في كتاب الإيمان واضحاً بفروعه ، وذكرنا هناك الحديث الصحيح: أن الاسبال يكون في الإزار والقميص والعمامة ، وأنه لا يجوز إسباله تحت الكعبين إن كان للخيلاء، فإن كان لغيرها فهو مكروه، وظواهر الأحاديث في تقييدها بالجر خيلاء تدل على أن التحريم مخصوص بالخيلاء، وهكذا نص الشافعي على الفرق كما ذكرنا ، وأجمع العلماء على جواز الإسبال للنساء، وقد صح عن النبي الإذن لهنَّ في إرخاء ذُيُولهنَّ ذراعاً ، والله أعلم.

 

وأما القدر المستحب فيما ينزل إليه طرف القميص والإزار ؛ فنصف الساقين، كما في حديث ابن عمر المذكور، وفي حديث أبي سعيد: إزرة المؤمن إلى أنصاف ساقيه، لا جناح عليه فيما بينه وبين الكعبين، ما أسفل من ذلك فهو في النار ) ، فالمستحب نصف الساقين والجائز بلا كراهة ما تحته إلى الكعبين، فما نزل عن الكعبين فهو ممنوع، فإن كان للخيلاء فهو ممنوع منع تحريم وإلا فمنع تنزيه . وأما الأحاديث المطلقة بأن ما تحت الكعبين في النار، فالمراد بها ما كان للخيلاء؛ لأنه مطلق

 

فوجب حمله على المقيد، والله أعلم.

 

قال القاضي: قال العلماء وبالجملة يُكره كلُّ ما زاد على الحاجة والمعتاد في اللباس من الطول

 

والسعة، والله أعلم.

 

📚шарх сахих Муслим том 7 стр. 47

https://t.me/AlWajibru

Путь саляфов
Добавить комментарий