Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277
Разъясняет хадис:
وَعَبَّادِ بنِ تَمِيمٍ، عَنْ عَمِّهِ : شُكِيَ إِلَى النَّبِيِّ : الرَّجُلُ يُخَيَّلُ إِلَيْهِ أَنَّهُ يَجِدُ الشَّيْء فِي الصَّلَاةِ؟ قَالَ : لَا يَنْصَرِفُ حَتَّى يَسْمَعَ صَوْتاً أَوْ يَجِدَ رِيحاً
От Аббада бин Тамима от его дяди, пожаловались Пророкуﷺ, человеку кажется в намазе, что он что-то нашёл ?¹, Онﷺ сказал, пусть не оставляет пока не услышит звук или не почувствует запах. Сахих Муслим 98
قوله : ( بخيَّل إليه ) يعني خروج الحَدَثِ منه . وقوله : حتى يسمع صوتاً أو يجد ريحاً، معناه : يعلم وجود أحدهما، ولا يُشترط السماعُ والشَّم بإجماع المسلمين. وهذا الحديث أصل من أصول الإسلام، وقاعدة عظيمة من قواعد الفقه، . أن الأشياء يُحكم ببقائها على أصولها حتى يُتيقّن خلاف ذلك، ولا يضرُّ الشك الطارئ عليها، فمن ذلك مسألة الباب التي ورد فيها الحديث، وهي أن من تيقن الطهارة وشك في الحدث، حكم ببقائه على الظهارة، ولا فرق بين حصولِ هذا الشك في نفس الصلاة وحصوله خارج الصلاة
Его слова (кажется ему) тоесть что у него нарушилось омовение, и Его слова (пока не услышит звук….) нет условия чтобы оба одновременно было (звук и запах) по единогласному мнению (достаточно одно из них). Этот хадис основа из основ ислама, и великое правило из правил фикха, что вещи остаются на своих хукмах (решениях)пока не будет убеждённости (100 процентной) противоположности этому. И не вредит сомнения которые возникают при этом. И правило, кто уверен что он брал омовение, но сомневается нарушилось или нет, то решение, что у него омовение есть!! Разницы нет , сомнения возникли в намазе или вне намаза
وأما إذا تيقن الحدث وشك في الطهارة، فإنه يلزمه الوضوء بإجماع المسلمين
А что касается, когда человек уверен что у него омовения нет, но сомневается брал он омовение или нет, то он должен брать омовение по единогласному мнению.
📚Шарх сахих Муслим том 2 стр.336
¹то есть показалось что у него вышел газ.