Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277)
К разъяснению хадиса который передаётся от Хузайфы приводит слова ученых:
فقال حذيفة: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: «لا يدخل الجنة نمام»
От Хузайфы я слышал что Посланник Аллаha да благословит его Аллаh и приветствует говорил:
Сплетник не войдёт в рай. Сахих Муслим 105
قال العلماء: النميمة: نقل كلام الناس بعضهم إلى بعض على جهة الإفساد بينهم. وقال الإمام أبو حامد الغزالي رحمه الله في الإحياء»: اعلم أن النميمة إنما تُطلق في الأكثر على من ينم قول الغير إلى المَقُول فيه، كما تقول : فلان يتكلم فيك بكذا ، قال : وليست النميمة مخصوصة بهذا، بل حد النميمة: كشف ما يكره كشفه، سواء كرهه المنقول عنه أو المنقول إليه أو ثالث، وسواء كان الكشف بالكناية أو بالرمز أو بالإيماء، فحقيقةُ النَّميمة إفشاءُ السِّرِّ وهتك الستر عما يكره كشفه، فلو رآه يُخفي مالاً لنفسه فذكره، فهو نميمة.
Сказали учёные:сплетня это передавать слова от одного к другому между людьми путём внесения между ними нечестия. И сказал Имам аль-Газали в книге аль-Ихйа:знай что сплетня в большинстве употребляется о том кто передаёт слова одного о ком он говорил как ты говоришь:такой-то говорит о тебе то и то. И сказал, не обособлена сплетня только этим, но ещё из сплетни, это раскрытие того что нельзя раскрывать, без разницы не желает это тот кто сплетничает или кому сплетничают или другой. И разницы нет он раскрывает это намёком, киванием, или указанием, сущность сплетни это распространение тайны и снятие покрова от того что нельзя раскрывать, например, видит имущество который человек прячет а он это обнародывает, это и есть сплетня. Шарх Сахих Муслим том 1стр.496
P.S. здесь под «не войдёт » в рай не имеется ввиду вечное пребывание в аду, а имеется ввиду либо не войдет в рай с первыми преуспевшими, либо сначала будет наказан потом войдёт в рай.
Далее Имам аль Газали рассказывает шесть действий, который должен делать тот кто слышит сплетни:
الأول: ألا يُصدقه، لأن النمام فاسق .. الثاني : أن ينهاه عن ذلك وينصحه ويُقبح له فعله. الثالث: أن يُبغضه في الله تعالى فإنه بغيض عند الله تعالى الرابع : الا يظن بأخيه الغائب السُّوء. الخامس: الا يحمله ما حَكَى له على التجسس والبحث عن ذلك. السادس الا يرضى لنفسه ما نهى النَّمَّام عنه، فلا يحكي نميمته عنه فيقول: : فلان يحكي كذا فيصير به نماماً، ويكون آتياً ما نهى عنه هذا آخر كلام الغزالي رحمه الله 1)
не верить ему, так как сплетник является нечестивцем 2) запрещать ему это и делать наставление указывая на мерзость его действий 3) гневаться на него ради Всевышнего потому он под гневом Всевышнего 4) не думать о своём брате плохо 5) чтобы это не сподвигло его на слежку за ним и выискивания 6) не позволять себе то что запрещаешь ему, и не рассказывать о его сплетне другим говоря такой-то рассказывает то то тем самым сам становится сплетником и стал делающим то что сам запрещал, это конец слов аль Газали да помилует его Аллаh. Шарх Сахих Муслим том 1 стр 497