Хадис :Посланник Аллаха ﷺ сказал, сильный верующий лучше и любимее перед Аллахом чем слабый верующий, хотя в каждом из них есть благо

Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277

 

Разъясняет хадис:

 

От Абу Хурайры передаётся что Посланник Аллаха ﷺ сказал, сильный верующий лучше и любимее перед Аллахом чем слабый верующий, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому что тебе принесёт пользу , проси помощи у Аллаха и не проявляй слабость , а если тебя постигнет что-либо то не говори, если бы я сделал то то , было бы то то и то то, но говори это предписал Аллах и Он сделал что пожелал, ибо эти «если» открывает шайтану путь к его делам. Сахих Муслим 2664

 

 

И под силой здесь имеется ввиду сила духа(внутренняя решимость) и способность (талант) в делах ахирата,и обладатель этих качеств впереди всех  продвижении (беге)на джихаде, быстрее всех выходит и приходит по требованию, и сильнее решительностью в повелении благого, и запрете порицаемого, и в терпении неприятностей во всём этом, и в перенесении трудностей ради Аллаха, более стремящийся к намазу, посту, азкарам и другим видам поклонений, и более активный в поиске и соблюдении этого и так далее.

 

И Его слова ﷺ (и в каждом из них благо) то смысл этого, в каждом и в сильном и в слабом есть благо со стороны соучастия их в вере и также вместе с тем что делает слабый из поклонения.

 

(Стремись к тому что тебе принесёт пользу , проси помощи у Аллаха и не проявляй слабость) смысл этого, стремись к подчинении Аллаху и желанию того что у Него, проси помощи у Аллаха на это и не слабей, не ленись в подчинении и в просьбе о помощи.

 

,( а если тебя постигнет что-либо то не говори, если бы я сделал то то , было бы то то и то то, но говори это предписал Аллах и Он сделал что пожелал, ибо эти «если» открывает шайтану путь к его делам.) сказал аль- Къады ‘Ияд :сказали некоторые учёные, этот запрет для того кто говорит будучи убеждённым без сомнения что если бы он сделал это, его бы это не постигло, а что касается того кто возвращает это на волю Аллаха тем что это никогда не постигло бы кроме того что пожелал бы Аллах, но это не из этого! и привёл как довод слова Абу Бакра ас-Сиддика в пещере:если бы кто то из них (многобожников) поднял бы голову, то увидели бы нас.

 

И сказал аль- Къады, нет в этом довода на это, потому что он сообщил о будущем, и нету в этом утверждения отвергающую предопределение после того как она произошла,и также всё то что упомянул аль- Бухари в разделе: то что дозволено из (если)  как хадис:если бы не то что твой народ ещё недавно были  в куфре, я бы перестроил Каабу на первоначальном фундаменте Ибрахима.

Если бы я забивал камнями без свидетелей, я бы забил бы эту.

 

Если бы не было бы затруднения для моей Уммы, я бы повелел использовать Сивак при каждой молитве и похожие хадисы. И всё это в форме будущего времени и нету здесь возражения предопределению и нежелания этого, потому что он сообщил о намерении того что он совершил бы если бы не препятствия, и того что в его власти, а что касается того что уже произошло, это уже не в его власти, сказал аль- Къады: что  касается моего мнения на счёт этого хадиса, запрет касается внешнего смысла и в общем запрет -танзих и на это указывает слова Пророка ﷺ  (если открывает шайтану пути для его дел) тоесть, закидывает ему в сердце неприязнь к предопределению Аллаха и шайтан делает ему наушения, это слова аль- Къады.

 

Я скажу, и пришли сообщения о использовании «если»в прошедшем времени как слова Пророка ﷺ :(если бы я знал раньше из моего дела то что произойдет ,то не пригнал бы жертвенных животных) и другие хадисы. И явный смысл ,что запрет идёт когда говорит в общем о том в чем нет пользы, и запрет будет танзих, не харам. А тот кто так говорит (о если бы) жалея о том что пропустил из подчинения(поклонения) Аллаху или то что ему было затруднительным в этом, то нет проблем так говорить. И к этому относят большинство что приходят в хадисах. А Всевышний знает лучше.

، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللهِ ﷺ : «الْمُؤْمِنُ الْقَوِيُّ خَيْرٌ وَأَحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنَ الْمُؤْمِنِ الضَّعِيفِ، وَفِي كُلِّ خَيْرٌ  احرص عَلَى مَا يَنْفَعُكَ وَاسْتَعِنْ بِاللهِ ، وَلَا تَعْجَزْ، وَإِنْ أَصَابَكَ شَيْءٌ فَلَا تَقُلْ: لَوْ أنِّي فَعَلْتُ كَانَ كَذَا وَكَذَا ، وَلكِنْ قُلْ : قَدَرُ اللهِ ، وَمَا شَاءَ فَعَلَ، فَإِنْ لَوْ تَفْتَحُ عَمَلَ الشَّيْطَانِ». والمراد بالقوة هنا عزيمة النفس والقريحة في أمور الآخرة، فيكون صاحب هذا الوصف أكثر إقداما على العدو في الجهاد وأسرع خروجًا إليه وذهابًا في طلبه، وأشد عزيمة في الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر، والصبر على الأذى في كل ذلك واحتمال المشاق في ذات الله تعالى وأرغب في الصلاة والصوم والاذكار وسائر العبادات وأنشط طلبًا ومحافظة عليها ونحو ذلك. وأما قوله : وفي كل خير فمعناه في كل من القوي والضعيف خير لاشتراكهما في الإيمان مع ما يأتي الضعيف من العبادات.

 

قوله : احرص على ما ينفعك واستعن بالله ولا تعجز أما احرص فيكسر الراء، وتعجز بكسر الجيم، وحكي فتحهما جميعًا، ومعناه : احرص على طاعة الله تعالى والرغبة فيما عنده، واطلب الإعانة من الله تعالى على ذلك ولا تعجز ولا تكسل عن طلب الطاعة، ولا عن طلب

 

الإعانة . قوله : (وإن أصابك شيء فلا تقل : لو أني فعلت كان كذا وكذا، ولكن قل: قدر الله

 

وما شاء فعل، فإن لو تفتح عمل الشيطان) قال القاضي عياض (۱): قال بعض العلماء: هذا النهي إنما هو لمن قاله معتقدًا ذلك حتمًا، وأنه لو فعل ذلك لم تصبه قطعا، فأما من ردَّ ذلك إلى مشيئة الله تعالى بأنه لن يصيبه إلا ما شاء الله، فليس من هذا، واستدل بقول أبي بكر الصديق في الغار: لو أن أحدهم رفع رأسه لرآنا (٢).

 

(۳): وهذا لا حجة فيه؛ لأنه إنما أخبر عن مستقبل، وليس فيه دعوى لرد قدر بعد وقوعه، قال: وكذا جميع ما ذكره البخاري في باب ما يجوز من اللو (1) كحديث لولا حدثان عهد قومك بالكفر لأتممت البيت على قواعد إبراهيم و لو كنت راجما بغير بينة لرجمت هذه» و «لولا أن أشقّ على أمتي لأمرتهم بالسواك وشبه ذلك، فكله مستقبل لا اعتراض فيه على قدر فلا كراهة ،فيه لأنه إنما أخبر عن اعتقاده فيما كان يفعل لولا المانع، وعما هو في قدرته، فأما ما ذهب فليس في قدرته، قال القاضي (٥): فالذي عندي في معنى الحديث أن النهي على ظاهره وعمومه لكنه نهي تنزيه ويدل عليه قوله ﷺ : «فإن لو تفتح عمل الشيطان أي: يلقي في القلب معارضة القدر ويوسوس به الشيطان، هذا كلام القاضي. قلت: وقد جاء من استعمال لو في الماضي قوله : لو استقبلت من أمري ما استدبرت ما سقت الهدي (۲) وغير ذلك ، فالظاهر أن النهي إنما هو عن إطلاق ذلك فيما لا فائدة فيه، فيكون نهي تنزيه لا تحريم فأما من قاله تأسفًا على ما فات من طاعة الله تعالى، أو ما هو متعذر عليه من ذلك ونحو هذا فلا بأس به، وعليه يحمل أكثر الاستعمال الموجود في الأحاديث، والله أعلم .

Путь саляфов
Добавить комментарий