Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277
Разъясняет хадис:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَة أَن النبي الله قَالَ: «إِذَا اسْتَيْقَظَ أَحَدُكُمْ مِنْ مَنَامِهِ فتوضا فَلْيَسْتَثيرُ ثَلاثَ مَرَّاتٍ، فَإِنَّ الشَّيْطَانَ يَبِيتُ عَلَى خياشيمه
От Абу Хурейры что Посланник Аллаhа да благословит его Аллаh и приветствует сказал, когда кто-то из вас просыпается пускай промоет нос три раза, поистине шайтан ночует в его ноздрях. Сахих Муслим 238
قال القاضي عياض رحمه الله تعالى : يحتمل أن يكون قوله : فإن الشيطان يبيت على خياشيمه على حقيقته؛ فإن الأنف أحد منافذ الجسم التي يتوصل إلى القلب منها، لا سيما وليس من منافذ الجسم ما ليس عليه غلق سواه وسوى الأذنين؛ وفي الحديث : إنَّ الشَّيطان لا يفتح غلَقاً .و جاء التثاؤب الأمر بكظمه من أجل دخول الشيطان حينئذٍ في الفم. قال: و ويحتمل أن يكون على الاستعارة؛ فإن ما ينعقد من الغبار ورطوبة الخياشيم قذارة توافق الشيطان، والله أعلم.
Сказал аль-Къады И’яд, предполагается что его слова «шайтан ночует в ноздрях» понять на явном смысле, так как нос один из отверстий тела через которого доходят до сердца, и нет отверстий у тела кроме него и ушей на котором были бы замки, как сказано в хадисе, «поистине шайтан не открывает замок» И также на счёт зевоты пришло повеление подавить его из-за того что шайтан может зайти в это время в рот. И сказал, но также может этот хадис понять образно, потому что то что копится в носу из пыли и слизи то что соответствует шайтану. А Всевышний знает лучше.
📚Шарх Сахих Муслим том 2 стр. 138