🔵 ХАДИС АЛЬ-ДЖАРИЯ (О РАБЫНЕ) — ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ВЕРСИЙ ПЕРЕДАЧ. (часть первая).
ِ
И так, сама история произошедщая между Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и рабыней является фактом, но однако есть разные передачи относительно того каким именно образом Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) испытывал ее иман.
Обычно муджассима приводят только передачу от Имама Муслима, в которой говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил рабыню «АйнаЛлах?».
И надо отметить, что именно эта версия хадиса когда-то являлось самым сильным доводом у русскоязычных ваххабитов, пока Ахлю-с-сунна не рассеяло их шубухаты.
Этим хадисом (в той вариации которая передается как «АйнаЛлах») муджассима имеют ввиду, что якобы Пророк мир ему и благословение Аллаха спросил рабыню о местонахождение Всевышнего спросив: «Где находится Аллах» (чтобы узнать о ее единобожии и приверженности к исламу) и она ответила что он обитает на небе (иногда муджассима говорят что он на троне пребывает/сидит, а иногда на небе обитает).
Как будто заявив о местонахождении Бога (муджассима говорят что Бог имеет форму (образ), уменьшает и увеличивает свой размер и вес, заходит и выходит из творений, имеет ограничения, имеет части и конечности и т.д. из качеств творений) можно определить человека, верит ли он в ислам (тавхид) или же не верует.
Тогда как известно что христьяне, иудеи, сабеи, часть зоострийцев и дуалистов верят что Бог и «высшие» силы находятся на небе, но ведь на основании их заявлений никто ведь не говорит что они мусульмане, потому что, чтобы стать мусульманином надо произнести шахаду с определенными условиями.
Тем более версии хадиса аль-джария разнятся.
Например, в некоторых передачах этого Хадиса
говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил рабыню:
«Аташхадина алля иляха илля ллах?» — «Свидетельствуешь
ли ты, что нет Бога, кроме Аллаха?» и она подтвердила
это.
💠 Имам Малик передал в своем знаменитом сборнике хадисов «Муватта» следующее:
ﻭﺣَﺪَّﺛَﻨِﻲ ﻣَﺎﻟِﻚٌ، ﻋَﻦِ ﺍﺑْﻦِ ﺷِﻬَﺎﺏٍ، ﻋَﻦْ ﻋُﺒَﻴْﺪِ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺑْﻦِ ﻋَﺒْﺪِ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺑْﻦِ ﻋُﺘْﺒَﺔَ ﺑْﻦِ ﻣَﺴْﻌُﻮﺩٍ ﺃَﻥَّ ﺭَﺟُﻠًﺎ ﻣِﻦَ ﺍﻟْﺄَﻧْﺼَﺎﺭِ ﺟَﺎﺀَ ﺇِﻟَﻰ ﺭَﺳُﻮﻝِ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻَﻠَّﻰ ﺍﻟﻠﻪُ ﻋَﻠَﻴْﻪِ ﻭَﺳَﻠَّﻢَ ﺑِﺠَﺎﺭِﻳَﺔٍ ﻟَﻪُ ﺳَﻮْﺩَﺍﺀَ .
ﻓَﻘَﺎﻝَ : ﻳَﺎ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺇِﻥَّ ﻋَﻠَﻲَّ ﺭَﻗَﺒَﺔً ﻣُﺆْﻣِﻨَﺔً . ﻓَﺈِﻥْ ﻛُﻨْﺖَ ﺗَﺮَﺍﻫَﺎ ﻣُﺆْﻣِﻨَﺔً ﺃُﻋْﺘِﻘُﻬَﺎ . ﻓَﻘَﺎﻝَ ﻟَﻬَﺎ ﺭَﺳُﻮﻝُ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻَﻠَّﻰ ﺍﻟﻠﻪُ ﻋَﻠَﻴْﻪِ ﻭَﺳَﻠَّﻢَ: « ﺃَﺗَﺸْﻬَﺪِﻳﻦَ ﺃَﻥْ ﻟَﺎ ﺇِﻟَﻪَ ﺇِﻟَّﺎ ﺍﻟﻠَّﻪُ؟» ﻗَﺎﻟَﺖْ:
ﻧَﻌَﻢْ . ﻗَﺎﻝَ: « ﺃَﺗَﺸْﻬَﺪِﻳﻦَ ﺃَﻥَّ ﻣُﺤَﻤَّﺪًﺍ ﺭَﺳُﻮﻝُ ﺍﻟﻠَّﻪِ» ﻗَﺎﻟَﺖْ: ﻧَﻌَﻢْ . ﻗَﺎﻝَ: «ﺃَﺗُﻮﻗِﻨِﻴﻦَ ﺑِﺎﻟْﺒَﻌْﺚِ ﺑَﻌْﺪَ ﺍﻟْﻤَﻮْﺕِ؟ » ﻗَﺎﻟَﺖْ : ﻧَﻌَﻢْ . ﻓَﻘَﺎﻝَ ﺭَﺳُﻮﻝُ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻَﻠَّﻰ ﺍﻟﻠﻪُ ﻋَﻠَﻴْﻪِ ﻭَﺳَﻠَّﻢَ: « ﺃَﻋْﺘِﻘْﻬَﺎ »
«От Ибн Шихаба от Убайдуллаха ибн Абдуллах ибн Утба ибн Мас’уда передается, что один мужчина из ансаров пришел c рабыней к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:
”О Посланник Аллаха! Я хочу освободить ее, если она верующая”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, спросил рабыню:
”Свидетельствуешь ли ты, что нет божества кроме Аллаха?” Она ответила: ”Да”.
Пророк спросил:
”Свидетельствуешь ли, что Мухаммад — Посланник Аллаха?” Она ответила: ”Да”.
Пророк сказал:
”Ты веришь в воскрешение, после смерти?” Она сказала : ”Да”.
Тогда Посланник, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Освободи ее (т.е. она верующая)” ».
📚 Имам Малик, «Муватта», 2/777, Бейрут: Даруль Ихья турас аль-Араби: 1406.
💠 Имам Ахмад ибн Ханбаль передал в своем сборнике «Муснад»:
ﺣَﺪَّﺛَﻨَﺎ ﻋَﺒْﺪُ ﺍﻟﺮَّﺯَّﺍﻕِ ، ﺣَﺪَّﺛَﻨَﺎ ﻣَﻌْﻤَﺮٌ ، ﻋَﻦِ ﺍﻟﺰُّﻫْﺮِﻱِّ ، ﻋَﻦْ ﻋُﺒَﻴْﺪِ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺑْﻦِ ﻋَﺒْﺪِ ﺍﻟﻠَّﻪِ ، ﻋَﻦْ ﺭَﺟُﻞٍ ﻣِﻦَ ﺍﻟْﺄَﻧْﺼَﺎﺭِ ، ﺃَﻧَّﻪُ ﺟَﺎﺀَ ﺑِﺄَﻣَﺔٍ ﺳَﻮْﺩَﺍﺀَ ، ﻭَﻗَﺎﻝَ : ﻳَﺎ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠَّﻪِ ، ﺇِﻥَّ ﻋَﻠَﻲَّ
ﺭَﻗَﺒَﺔً ﻣُﺆْﻣِﻨَﺔً ، ﻓَﺈِﻥْ ﻛُﻨْﺖَ ﺗَﺮَﻯ ﻫَﺬِﻩِ ﻣُﺆْﻣِﻨَﺔً ﺃَﻋْﺘَﻘْﺘُﻬَﺎ ، ﻓَﻘَﺎﻝَ ﻟَﻬَﺎ ﺭَﺳُﻮﻝُ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻَﻠَّﻰ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻋَﻠَﻴْﻪِ ﻭَﺳَﻠَّﻢَ : » ﺃَﺗَﺸْﻬَﺪِﻳﻦَ ﺃَﻥْ ﻟَﺎ ﺇِﻟَﻪَ ﺇِﻟَّﺎ ﺍﻟﻠَّﻪُ ؟ » , ﻗَﺎﻟَﺖْ : ﻧَﻌَﻢْ , ﻗَﺎﻝَ : » ﺃَﺗَﺸْﻬَﺪِﻳﻦَ ﺃَﻧِّﻲ ﺭَﺳُﻮﻝُ ﺍﻟﻠَّﻪِ ؟ » ﻗَﺎﻟَﺖْ : ﻧَﻌَﻢْ , ﻗَﺎﻝَ :
» ﺃَﺗُﺆْﻣِﻨِﻴﻦَ ﺑِﺎﻟْﺒَﻌْﺚِ ﺑَﻌْﺪَ ﺍﻟْﻤَﻮْﺕِ ؟ » , ﻗَﺎﻟَﺖْ : ﻧَﻌَﻢْ , ﻗَﺎﻝَ : » ﺃَﻋْﺘِﻘْﻬَﺎ »
«Нам сообщил Абдурразак, нам сообщил Ма’мар от Зухри от Убайдуллаха ибн Абдуллаха:
«Один мужчина из ансаров пришел c чернокожей рабыней к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:
”О Посланник Аллаха, у меня есть верующая рабыня, если ты засвидетельствуешь,
что она верующая, то я освобожу ее”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил
рабыню:
”Свидетельствуешь ли, что нет божества кроме Аллаха?” Она ответила: ”Да”.
Пророк спросил:
”Свидетельствуешь ли, что я — Посланник Аллаха?” Она ответила: ”Да”.
Пророк сказал:
”Ты веришь в воскрешение, после смерти?” Она
сказала : ”Да”.
Тогда Посланник, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Освободи ее (т.е. она верующая)”».
📚 Имам Ахмад в «Муснад 15316 дару аль ихья ат-турас
аль араби». Также его передал Абдурразак в сборнике «Мусаннаф 16815». Хафиз аль-Хайсами сказал в «Маджму аз-заваид»: «Хадис передал Ахмад, а передатчики его достоверные». Хафиз аз-Захаби сказал в книге «Улюв»: «Этот хадис достоверный. Его вывел Ибн Хузайма в его книге «Таухид».
Есть так же передача, в которой говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Ман Роббуки» — «Кто твой Господь?» и рабыня ответила: «Аллах».
💠 Хафиз Абу Хатим Ибн Хиббан передал в своем сборнике «Сахих »:
ﺃﺧﺒﺮﻧﺎ ﺃﺑﻮ ﺧﻠﻴﻔﺔ ، ﻗﺎﻝ : ﺣﺪﺛﻨﺎ ﺃﺑﻮ ﺍﻟﻮﻟﻴﺪ ، ﻗﺎﻝ : ﺣﺪﺛﻨﺎ ﺣﻤﺎﺩ ﺑﻦ ﺳﻠﻤﺔ ، ﻋﻦ ﻣﺤﻤﺪ ﺑﻦ ﻋﻤﺮﻭ ، ﻋﻦ ﺃﺑﻲ ﺳﻠﻤﺔ ، ﻋﻦ ﺍﻟﺸﺮﻳﺪ ﺑﻦ ﺳﻮﻳﺪ ﺍﻟﺜﻘﻔﻲ ، ﻗﺎﻝ : ﻗﻠﺖ : ﻳﺎ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ، ﺇﻥ ﺃﻣﻲ ﺃﻭﺻﺖ ﺃﻥ ﻧﻌﺘﻖ ﻋﻨﻬﺎ ﺭﻗﺒﺔ ،
ﻭﻋﻨﺪﻱ ﺟﺎﺭﻳﺔ ﺳﻮﺩﺍﺀ ، ﻗﺎﻝ : » ﺍﺩﻉ ﺑﻬﺎ » ، ﻓﺠﺎﺀﺕ ، ﻓﻘﺎﻝ : » ﻣﻦ ﺭﺑﻚ ؟ » ﻗﺎﻟﺖ : ﺍﻟﻠﻪ ، ﻗﺎﻝ : » ﻣﻦ ﺃﻧﺎ ؟ » ﻗﺎﻟﺖ : ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ، ﻗﺎﻝ : » ﺃﻋﺘﻘﻬﺎ ، ﻓﺈﻧﻬﺎ ﻣﺆﻣﻨﺔ »
«Нам рассказал Абу Халифат, нам сообщил Абуль-Валид, нам сообщил Хаммад ибн Салама от Мухаммада ибн Амра от Аби Саламы от Шурайда ибн Сувайда ас-Сакафи, который сказал:
«Я сказал: ”О Посланник Аллаха, поистине, моя мать завещала, чтобы мы освободили рабыню, у меня есть чернокожая рабыня”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал:
”Позови ее”, она пришла. Посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, спросил:
”Кто твой Господь?” она
ответила: ”Аллах”. ”А кто я?” — она ответила: ”Посланник Аллаха”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
”Отпусти ее, ибо она верующая”».
📚 Ибн Хиббан, «Сахих», 1/418; Тахкык аль-Арнаут. Бейрут: 1414. Шуайб аль-Арнаут сказал в своем тахкыке, что иснад этого хадиса
хороший. Также эту версию хадиса привели в своих сборниках Ахмад, ан-Насаи, ат-Табарани и аль-Байхаки.
И это не учитывая того, сколько еще разных вариаций имеется именно в версии которая передано как «АйнаЛлах», и так же об описании этой рабыни и т.д.
Но муджассимов это
не волнует (потому что их разум не способен верить в не материального Бога, их Бог должен материально и прастранственно находится где-то, а иначе он для них не существует, когда им говорят что Аллах существует без места, сторон, времени и пространства так как он создатель всего этого, и существовал вечно а все остальное имеет начало, они не могут это понять из-за восприятия только материальных объектов) как и не волнует то, что ученые еще до появления их секты, разъяснили о том что хадис о рабыне имеет несколько версий передач.
💠 Сказал Хафиз Аль-Баззар:
ﻭﻫﺬﺍ ﻗﺪ ﺭﻭﻱ ﻧﺤﻮﻩ ﺑﺄﻟﻔﺎﻅ ﻣﺨﺘﻠﻔﺔ
«Этот Хадис встречается и в других вариациях, зачастую с различающимися текстами».
📚 Источник:Кашф аль- Астар 1/14
💠 Сказал Хафиз Абу Бакр аль-Байхакъи:
ﻭﻫﺬﺍ ﺻﺤﻴﺢ ، ﻗﺪ ﺃﺧﺮﺟﻪ ﻣﺴﻠﻢ ﻣﻘﻄﻌﺎ ﻣﻦ ﺣﺪﻳﺚ ﺍﻷﻭﺯﺍﻋﻲ ﻭﺣﺠﺎﺝ ﺍﻟﺼﻮﺍﻑ ، ﻋﻦ ﻳﺤﻴﻰ ﺑﻦ ﺃﺑﻲ ﻛﺜﻴﺮ ﺩﻭﻥ ﻗﺼﺔ ﺍﻟﺠﺎﺭﻳﺔ ، ﻭﺃﻇﻨﻪ ﺇﻧﻤﺎ ﺗﺮﻛﻬﺎ ﻣﻦ ﺍﻟﺤﺪﻳﺚ
ﻻﺧﺘﻼﻑ ﺍﻟﺮﻭﺍﺓ ﻓﻲ ﻟﻔﻈﻪ . ﻭﻗﺪ ﺫﻛﺮﺕ ﻓﻲ ﻛﺘﺎﺏ ﺍﻟﻈﻬﺎﺭ ﻣﻦ ﺍﻟﺴﻨﻦ ﻣﺨﺎﻟﻔﺔ ﻣﻦ ﺧﺎﻟﻒ ﻣﻌﺎﻭﻳﺔ ﺑﻦ ﺍﻟﺤﻜﻢ ﻓﻲ ﻟﻔﻆ ﺍﻟﺤﺪﻳﺚ
«Это достоверно, Муслим привел фрагмент этого хадиса от аль-Ауза’и и Хаджаджа ас-Саувафа от Яхъи бин Абу Касира без упоминания истории о рабыне.
Вероятно, он оставил эту
часть хадиса по причине расхождений в словах передатчиков.
В книге «аз-Зыхар миналь ас-Сунан» я упомянул всех, кто разногласил словам Муавии бин аль-Хакама в словах этого хадиса».
📚 Источник: Абу Бакр Аль Байхаки: Аль Асмау ва Сифат: 2/427
💠 Сказал Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскаляни:
ﻭﻓﻲ ﺍﻟﻠﻔﻆ ﻣﺨﺎﻟﻔﺔ ﻛﺜﻴﺮﺓ
«В тексте [этого Хадиса] есть многочисленые расхождения».
📚 Источник: Талхисуль хабир 3/480.
💠 Сказал шейх Абдуллах ибн Сыддык аль-Гумари:
ﺭﻭﺍﻩ ﻣﺴﻠﻢ ﻭﺃﺑﻮ ﺩﺍﻭﺩ ﻭﺍﻟﻨﺴﺎﺋﻲ . ﻭﻗﺪ ﺗﺼﺮﻑ ﺍﻟﺮﻭﺍﺓ ﻓﻲ ﺃﻟﻔﺎﻇﻪ ، ﻓﺮﻭﻱ ﺑﻬﺬﺍ ﺍﻟﻠﻔﻆ ﻛﻤﺎ ﻫﻨﺎ ﻭﺑﻠﻔﻆ » ﻣﻦ ﺭﺑﻚ ؟ » ﻗﺎﻟﺖ : ﺍﻟﻠﻪ ﺭﺑﻲ . ﻭﺑﻠﻔﻆ » ﺃﺗﺸﻬﺪﻳﻦ ﺃﻥ ﻻ ﺇﻟﻪ ﺇﻻ ﺍﻟﻠﻪ ؟ » ﻗﺎﻟﺖ : ﻧﻌﻢ . ﻭﻗﺪ ﺃﺳﺘﻮﻋﺐ ﺗﻠﻚ ﺍﻷﻟﻔﺎﻅ ﺑﺄﺳﺎﻧﻴﺪﻫﺎ ﺍﻟﺤﺎﻓﻆ ﺍﻟﺒﻴﻬﻘﻲ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻨﻦ ﺍﻟﻜﺒﺮﻯ ﺑﺤﻴﺚ ﻳﺠﺰﻡ ﺍﻟﻮﺍﻗﻒ ﻋﻠﻴﻬﺎ ﺃﻥ ﺍﻟﻠﻔﻆ ﺍﻟﻤﺬﻛﻮﺭ ﻫﻨﺎ ﻣﺮﻭﻱ ﺑﺎﻟﻤﻌﻨﻰ ﺣﺴﺐ ﻓﻬﻢ ﺍﻟﺮﺍﻭﻱ
«Приводят этот хадис Муслим, Абу Дауд и ан-Насаи.
Есть разные версии
этого хадиса, некоторые приводят с таким же контекстом как тут, также с другим как « кто твой Господь » она ответила « Аллах мой Господь », также
с другим контекстом «свидельствуешь
ли ты, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха? », она ответила « Да».
Охватил все эти
выражения с их цепочками хафиз аль-Байхаки в книге «Сунануль Кубра», таким образом, что прибегнувший к этой книге будет утверждать, что упомянутый контекст (айнаЛлах) передается лишь по смыслу как это понял передатчик».
📚 Источник: Примечания Аль-Гъумари к книге «Ат-Тамхид» хафиза Ибн Абдиль-Барра.
📌 Итог таков, что утверждение того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) испытывал приверженность к исламу этой рабыни, небыло именно словами «айнаЛлах», но сама история которая произошла с рабыней это факт, передатчики лишь расходятся о методе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) каким образом он выявил ее иман.
А как известно из хадисоведения, если имеются разные версии передач одного и того же случая, и все версии приемлемы, то имеется один из двух выходов из данного разноглассия:
1. Определить именно ту версию, которая соответствует другим достоверным хадисам.
(В нашем же случае выбрать ту версию хадиса, которая соостветствует тому, какой критерий ставил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) чтобы уверовали в Аллаха и какими выражениями Он призывал к исламу).
2. Или же устранить разногласия, путем нахождения общего компромисса между версиями этого хадиса, объединив их всех под общий смысл.
[ ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ… ].