Имам ибн Джама’ (749-819) разъясняет часть длинного хадиса о запрете зависти который передаётся
От Абу Хурейры , что Посланник Аллаhа ﷺ сказал, не завидуйте друг другу!.
Передал Муслим 2564.
Установилось единогласие о запрете зависти, если скажут, каков смысл слов Пророка ﷺ, нет зависти кроме как двум, дозволено ли зависть этим или нет? Ответ, зависть не дозволена ни в коем случае, здесь в выражении нет зависти кроме двум имеется ввиду, белая зависть, тоесть, нет вещи в этом мире заслуживающей белой зависти кроме этих двух категорий, это расходование имущества (милостыня), и работа на пути Аллаhа. Если ты скажешь, какая разница между завистью (хасад) и белой завистью (гъибт)?, я скажу, зависть это желание чтобы другой лишился какой то милости (а сам получил), а белая зависть, это желание того что у другого (но чтобы не лишился этого). И одной из мерзостей зависти (хасада), это упорство Аллаhу, и перечение Ему, потому что он пытается противоречить Его решению, и лишить Его милости.
( عن أبي هريرة — رضي الله عنه ـ قال : قالَ رسول الله ﷺ: «لا تَحَاسَدُوْا) لا يَحْسِدُ بعضُكم بعضاً ، وأجمع على تحريم الحسد.
فإن قيل : ما معنى قوله عليه الصلاة والسلام : «لا حَسَدَ إِلا فِي اثْنَتَيْن (۲) : هَلْ هو إباحةٌ للحسد في الخصلتين المذكورتين ، أو لا؟
الجواب : الحسد لا يُباحُ بوجه مِن الوجوه، والمرادُ مِنْ: «لا حَسَدَ إلا في الغبطة؛ أي: لا شيء في الدنيا حقيق بالغبطة عليه إلا هاتين الخصلتين : إنفاق المالِ ، والعملُ في سبيلِ اللهِ فإن قلت : ما الفرق بين الحسد والغبطة (۱)؟
قلتُ :. إنَّ الحسد تمنّي زوالِ النعمَةِ عن الغيرِ ، والغِبْطَةُ: تَمَنِّي مثل ما للغير، ووجه قبح الحسد : أنه معاندةٌ الله تعالى ، واعتراض عليه؛ لأنَّه يحاول نقضَ فعله ، وإزالة فضلِهِ….
📚 ат-Табйин фи шархиль Арбаин стр. 165.издательство ибн Касир.