Садждату ат-Тилава.
Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277
Разъясняет хадис:
От ибн Умара передаётся что Пророк ﷺ читал Коран, и когда читал суру в котором аят о земном поклоне он ﷺ совершал его и мы совершали вместе с ним, что даже не находили место где поставить свой лоб. Сахих Муслим 1295
В этом хадисе доказательство законности земного поклона при чтении, учёные единогласны на это, и у нас (шафиитов) и у большинства учёных является сунной, не ваджиб,у Абу Ханифы он(Садждату ат-Тилава ) является ваджибом не фардом, по его терминологии где есть разница между ваджибом и фардом. И земной поклон является суннатом и для чтеца и слушателя, и желательно тому кто слышит который не прислушивается, но ему не так желательно как тому кто прислушивается к чтению. Сказали учёные:когда кто слушает чтение сделает земной поклон из-за чтения другого и они вне намаза, он с ним не связан в действиях, и не делает намерение следовать за ним, он может встать раньше него, или удлинить земной поклон больше него, и также он может сделать земной поклон даже если чтец не сделал, и так же нету разницы, чтец Корана в омовении или нет, будь она женщина или ребёнок и так далее.
، عَنِ ابْنِ عُمَرَ أَنَّ النَّبِيَّ ﷺ كَانَ يَقْرَأُ القُرْآنَ، فَيَقْرَأُ سُورَةً فِيهَا سَجْدَةٌ فَيَسْجُدُ وَنَسْجُدُ مَعَهُ
حتى ما يَجِدُ بَعْضُنَا مَوْضِعاً لِمَكَانِ جَبْهَتِهِ . فيه إثبات سُجود التلاوة، وقد أجمع العلماء عليه، وهو عندنا وعند الجمهور سنة ليس بواجب و عند أبي حنيفة واجب ليس بفرض على اصطلاحه في الفرق بين الواجب والفرض، وهو سنة للقارئ والمستمع له، ويستحب أيضاً للسامع الذي لا يسمع، لكن لا يتأكد في حقه تأكده في حق المستمع المُصغِي.
وقوله: (فيسجد بنا ) معناه : يسجد ونسجد معه كما في الرواية الأولى. قال العلماء: إذا سجد المستمع لقراءة غيره وهما في غير صلاة، لم يرتبط به، ولم ينو الاقتداء به ، بل له أن يرفع قبله، وله أن يطول السجود بعده، وله أن يسجد وإن لم يسجد القارئ، سواء كان القارئ متطهراً أو مُحدثاً، أو امرأة أو صبيا أو غيرهم،
📚шарх сахих Муслим том 3 стр. 5
https://t.me/AlWajibru