Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277
Разъясняет хадис:
От Анаса что он сказал, когда дали икъамат на ночной намаз, один человек сказал, у меня есть нужда, и встал Пророк ﷺ, разговаривал с ним отдельно, что некоторые люди заснули, потом уже совершили намаз. Сахих Муслим 136
قال الشافعي والأصحاب : لا ينتقض الوضوء بالنعاس، وهو السِّنَة. قالوا: وعلامة النوم أن فيه غلبة على العقل وسقوط حاسة البصر وغيرها من الحواس وأما النعاس، فلا يغلب على العقل، وإنما تفتر فيه الحواس من غير سقوطها، ولو شك هل نام أم نَعَسَ، فلا وضوء عليه، ويُستحب أن يتوضأ . ولو تيقن النوم وشك هل نام ممكن مقعدته من الأرض أم لا، لم يُنقض وضوءه، ويُستحب أن يتوضاً .
Сказал аш-Шафии и его соратники:не портит омовение дремота. И они сказали, признаком сна является что человек теряет контроль над сознанием(разумом) и теряет контроль над зрением и др. чувствами. А что касается дремоты, человек не теряет полностью контроль над сознанием и чувства у него расслабляются, но не теряет полностью на это время. Если человек сомневается, он спал или дремал, не обязуется ему омовение, но желательно. Но если уверен что спал, но сомневается, он спал(сидя) плотно прижав ягодицы к земле или нет? то не портится у него омовение но желательно взять.
📚Шарх сахих Муслим том 2 стр. 367