Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277
Разъясняет хадис:
، عَن أَنَسٍ : أَنَّ أَعْرَابِيًّا بَالَ فِي المَسْجِدِ، فَقَامَ إِلَيْهِ بَعْضُ القَوْمِ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ : دْعُوهُ، وَلَا تُزْرِمُوهُ قَالَ : فَلَمَّا فَرَغَ دَعَا بِدَلْوِ مِنْ مَاءٍ، فَصَبَّهُ عَلَيْهِ
От Анаса что один бедуин помочился в мечети, и некоторые бросились остановить его, и сказал Посланник Аллаhа да благословит его Аллаh и приветствует оставьте его, не прерывайте его, и когда он закончил, повелел принести ведро воды и налили на это место. Сахих Муслим 98
وفيه أن الأرض تظهر بصب الماء عليها ، ولا يُشترط حفرها . هذا مذهبنا ومذهب الجمهور،
(Какие пользы в этом хадисе)то что земля очищается наливанием на него воды, и не обязательно выкапывать его(эту землю,так как в мечетях тех времён не было ковров и пола). Это наш мазхаб и мазхаб большинства учёных.
وفيه الرفق بالجاهل وتعليمه ما يلزمه من غير تعنيف . ، ولا إيذاء، إذا لم يأت بالمخالفة استخفافاً أو عنادا
Также в этом хадисе(пользы), мягкость к невеждам, и обучение их обязательствам без жёсткости, и без причинения вреда, если тот человек не упорствует и не издевается.
وفيه دفع أعظم الضررين باحتمال أخفُهما ؛ لقوله : (دعوه». قال العلماء: كأن قوله : الدعوه لمصلحتين: إحداهما : أنه لو قطع عليه بولُه تضرر، وأصل التنجيس قد حصل، فكان احتمال زيادة أولى من إيقاع الضرر به
والثانية : أن التنجيس قد حصل في جزء يسير من المسجد، فلو أقاموه في أثناء بوله، لتنجست ثيابه وبدنه ومواضع كثيرة من المسجد، والله أعلم
И также (польза из этого хадиса).что большой вред можно устранить малым вредом словом Пророка да благословит его Аллаh и приветствует»оставьте его» И сказали учёные в этом слове «оставьте его» две пользы:1) если бы его (бедуина) прервали бы, это навредило бы ему, а испачкание(мечети) уже произошло. 2) испачкание произошло на маленьком участке в мечети, если бы его выгнали во время мочеиспускания, то испачкалась бы его одежда, тело и многие места в мечети.
📚Шарх Сахих Муслим том 2 стр. 222