Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277)
Говорит: ثم إن الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر فرضُ كفاية، إذا قام بها بعض الناس سقط الحرج من الباقين، وإذا تركه الجميع أثم كل من تمكن منه بلا عذر ولا خوف ثم إنه قد يتعين كما إذا كان في موضع لا يعلم به إلا هو، أو لا يتمكن من إزالته إلا هو وكمن يرى زوجته أو ولده أو غلامه على منكر أو تقصير في المعروف
И затем, повеление благого и запрет порицаемого это коллективная обязанность, если один это выполняет с других спадает грех. Если все это оставят имея возможность, без оправданий и страха, то грех будет на всех, и затем, это иногда обязуется на человеке если он будет в месте где это знает только он, или способен сделать только он(запрет порицаемого и повеление благого) как например видит свою жену или ребёнка или слугу делающие грехи или упущения.
قال العلماء: ولا يسقط عن المكلف الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر لكونه لا يُفيد في ظنه، بل يجب عليه فعله، فإن الذكرى تنفع المؤمنين، وقد قدَّمنا أن الذي عليه الأمر والنهي لا القبول، وكد قال الله عز وجل: مَّا عَلَى الرَّسُولِ إِلَّا البَلغ ) ) ومثل العلماء هذا بمن يرى إنساناً في الحمام أو غيره مكشوف بعض العورة، ونحو ذلك، والله أعلم.
И сказали учёные, и не спадает с человека запрет порицаемого и повеление благого из-за его предположения что это не принесёт пользы, наоборот он обязан это делать, поистине напоминание приносит пользу верующим, мы до этого говорили что на нём лишь увещевание, он не отвечает за принятие этого от него. Как сказал Аллагь в Коране «на посланнике (лежит обязанность) лишь доведение «. сура маида 99аят. Привели учёные пример такого кто увидел в бане человека с раскрытым авратом и т.д. и (он делает замечание) Шарх Сахих Муслим. Том1 378 стр.
Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277) продолжая эту тему говорит:
قال العلماء ولا يُشترط في الأمر والناهي أن يكون كامل الحال، ممتثلاً ما يأمر به، مجتنباً ما ينهى عنه، بل عليه الأمر وإن كان مُخلا بما يأمر به، و والنهي وإن كان متلبساً بما ينهى عنه، فإنه يجب عليه شيئان أن يأمر نفسه وينهاها، ويأمر غيره وينهاه، فإذا أخل بأحدهما كيف يباح له الإخلال بالآخر ؟
Учёные сказали, не является условием в повелении благого и запрете порицаемого чтобы он сам был идеальным, выполняющим то что сам повелевает и остерегающимся от того что сам порицает, но нет он должен повелевать хоть и сам не всё выполняет и должен запрещать хоть и сам не от всего остерегается. На нём две обязанности, повелевать самому себе и запрещать себе, и так же делать это другим, и если одну из этих он (то есть делать это себе и другим) не выполняет, то как же ему дозволяется оставить другую!?!
ثم إنه إنما يأمر وينهى من كان عالماً بما يأمر به وينهى عنه، وذلك يختلف باختلاف الشيء فان كان من الواجبات الظاهرة والمحرّمات المشهورة، كالصَّلاة والصّيام والزنى والخمر ونحوها، فكل المسلمين علماء بها، وإن كان من دقائق الأفعال والأقوال ومما يتعلق بالاجتهاد، لم يكن للعوام مدخل فيه، ولا لهم إنكاره ، بل ذلك للعلماء، ثم العلماء إنما يُنكرون ما أجمع عليه .
И затем, повелевают и запрещают тот кто знает что он повелевает и запрещает, и это различается в разных вещах. Если это будут известные ваджибы или харамы, как намаз , пост, прелюбодеяние, спиртное и тд, то все мусульмане знают это (то есть могут это повелевать и запрещать). Но если это будут из тонких действий, слов, из того что связано с иджтихадом (учёных) то простой человек не должен это делать, и не имеют права это порицать, это дело учёных. И также учёные порицают (только) то на что есть единогласное мнение (иджма). Шарх Сахих Муслим. Том 1 379 стр.