Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277
Разъясняет хадис.
، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ ﷺ لَيْسَ أَحَدٌ مِنْكُمْ يُنْجِيهِ عَمَلُهُ» قَالُوا: وَلَا أَنتَ يَا رَسُولَ اللهِ ؟ قَالَ : وَلَا أَنَا إِلَّا أَنْ يَتَغَمَّدَنِيَ اللهُ مِنْهُ بِمَغْفِرَةٍ وَرَحْمَةٍ»
От Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал, никого из вас не спасут его дела, и сказали, и даже тебя о Посланник Аллаhа ﷺ ? И меня, если только Аллаh не облагодетельствует меня Своей милостью и прошением. Сахих Муслим 73
وفي ظاهر هذه الأحاديث دلالة لأهل الحق : أنه لا يستحق أحد الثواب والجنة بطاعته، وأما قوله تعالى : ادْخُلُوا الْجَنَّةَ بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ) (النحل (۱۳۲، و وَتِلْكَ الْجَنَّةُ الَّتِي أُورِثْتُمُوهَا بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ ) [الزخرف: ٧٢)، ونحوهما من الآيات الدالة على أن الأعمال يُدخل بها الجنة؛ فلا يعارض هذه الأحاديث، بل معنى الآيات أن دخول الجنة بسبب الأعمال، ثم التوفيق للأعمال والهداية للإخلاص فيها وقبولها برحمة الله تعالى وفضله، فيصح أنه لم يدخل بمجرد العمل، وهو مراد الأحاديث، ويصح أنه دخل بالأعمال أي بسببها وهي من الرحمة والله أعلم.
Внешний смысл этих хадисов указывает людям истины, что никто не заслуживает рая и награды за его подчинение, что касается слов Аллаhа «войдите в рай за то что вы совершали» Сура пчёлы 32аят, и «и этот рай вам дан вам в наследство за то что вы совершали» Сура украшения 72аят.и другие аяты которые указывают что дела вводят в рай, и это не противоречит хадисам, ведь смысл аятов, что вход в рай по причине благих дел, а помощь в совершении дел и наставление на искренность в их совершении и принятия этих дел бывает по милости Аллаhа и Его щедрости, и получается он не войдёт в рай чисто по своим делам, и это смысл и цель этих хадисов, и правильно что он войдёт в рай по причине благих дел по милости Аллаhа .
📚Шарх сахих Муслим том 8 стр. 374