Нельзя поднимать другого со своего места, чтобы сесть самому
Авторы¹ толкования » Рияду ас- Салихин» разъясняют хадис:
От ибн Умара передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: Пусть никто из вас не поднимает кого-то с его места, и затем садится на его место, однако уступайте , расширяйте! Ибн Умар, если кто-то ему вставал с его места, он не садился туда. Передал аль- Бухари [6270]
Пользы из хадиса: Запрещено поднимать другого с его дозволенного места, чтобы самому сесть там, даже если входящий более достойный чем он в знаниях или возрасте.Этот хукм касается и мужчин и женщин.Однако учёные сделали исключение, то что обычно принято в мечетях место преподавателя, и когда кто-то там сидит, его поднимают,чтобы уступить ему это место. Также и торговец, если он продаёт постоянно на одном месте на рынке, то он может поднять его чтобы сесть туда. И также есть другие исключения. Но это не препятствует желательности вставать для учёного без требования и желания с его стороны. Ибн Умар оставил это, проявляя богобоязненность и смирение боясь подпасть под запрет этого хадиса.
Желательность расширять и уступать для входящего
٨٣٦/١ — عن ابن عمر قال : قال رسول الله ﷺ: لا يُقِيمَنْ أَحَدُكُمْ رَجُلاً مِنْ مَجْلِسِهِ ثُمَّ يَجْلِسُ فِيهِ، وَلكِنْ تَوَسعُوا وَتَفَسَّحُوا وَكَانَ ابْن عُمَرَ إِذَا قَامَ لَهُ رَجُلٌ مِن مَجْلِسِهِ، لَمْ يَجْلِسُ فِيهِ.
متفق عليه البخاري : ٦٢٧٠ ، ومسلم ٥٦٨٦ واللفظ له، وأحمد: ٥٦٢٥].أفاد الحديث . حرمة إقامة إنسان من مكان مباح سبق إليه ليجلس به غيره ولو كان الداخل أفضل من الجالس بعلم أو من، وهذا الحكم يشمل الرجال والنساء ولكن الفقهاء استثنوا من ذلك من عرف بمجلس من المسجد يدرس فيه فجلس فيه غيره فيقام للمدرس، ومثله البائع إذا ألف مكاناً من السوق فله إقامة من يجلس فيه، واستثنوا مسائل أخرى، وهذا لا ينافي استحباب القيام للعالم من غير رغبة
ولا طلب، وإنما تركه ابن عمر ورعاً خشية الدخول في مدلول النهي . استحباب التوسعة للداخل .
📚Нузгьатуль Муттакъин стр 340
http://t.me/alwajibru