Наказывают ли мёртвого за плач родных за него?
Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277
Приводит разные мнения учёных и в конце подытоживает:
От ибн Умара, от Пророка ﷺ передаётся что Он ﷺ сказал:мёртвый подвергается наказанию из-за плача над ним. Сахих Муслим 2144
У учёных разные мнения на счёт этих хадисов, и большинство учёных сделали толкование подобных хадисов, что тот кто сделал завещание чтобы над ним плакали, и его завещание исполнили, то его наказывают из-за плача его родни над ним, потому что это произошло по его вине, и они сказали: а что касается того над которым плачут без его завещания на это, то его не наказывают из-за слов Аллагьа:( ни одна душа не понесёт чужого бремени. Сура фатыр 18 аят). И из обычаев арабов было оставлять завещание, чтобы по нему плакали.
И сказала другая группа учёных, (итог их слов) : человек обязательно должен оставить завещание чтобы по нему не плакали, кто проявил небрежность в этом, его наказывают (если над ним будут плакать)…
И сказала другая группа учёных:смысл этих хадисов, что они плача над ним переходят границы перечисляя его достоинства как они полагают (что он обладает этими достоинствами) и это является не приемлемым в шариате, и из-за этого его наказывают….
И сказала другая группа учёных: что смысл этих хадисов, что мёртвый получает мучения из-за того что он слышит плач его родных и он чувствует сострадание к ним. И этого мнения придерживается ибн Джарир ат-Табари и другие. Сказал аль- Къады ‘Ияд : и это более предпочтительное мнение из всех.
И достоверное из всех мнений, это мнение большинства учёных, и все учёные единогласны не смотря на различия мазхабов, что под плачем здесь имеется ввиду, плач издавая звуки, не просто проливание слез.
عن ابن عمر عن النبي ﷺ قال: الميت يعذب في قبره بما نيح عليه 2144 واختلف العلماء في هذه الأحاديث، فتأوّلها الجمهور على من وصى بأن يُبكي عليه ويُناحَ بعد موته فنفذت وصيته، فهذا يعذب ببكاء أهله عليه ونوحهم، لأنه بسببه ومنسوب إليه قالوا فاما من بکی عليه أهله وناحوا من غير وصية منه فلا يُعذب لقوله تعالى)(و لا تزر وازرة وزر اخرى)وكان من عادة العرب الوصية بذلك، وحاصل هذا القول إيجاب الوصية بتركهما، ومن
أهملهما عُذب بهما. وقالت طائفة : معنى الأحاديث أنهم كانوا ينوحون على الميت ويندبونه بتعديد شمائله ومحاسنه في زعمهم، وتلك الشمائل قبائح في الشرع يُعذب بها…. وقالت طائفة : معناه أنه يُعذَّب بسماعه بكاء أهله ويرق لهم، وإلى هذا ذهب محمد بن جرير الطبري وغيره. وقال القاضي عياض: وهو أولى الأقوال…. والصحيح من هذه الأقوال ما قدمناه عن الجمهور، واجتمعوا كلهم على اختلاف مذاهبهم على ان
المراد بالبكاء هنا البكاء بصوت ونياحة، لا مجرد دمع العين.
📚шарх сахих Муслим том 3 стр. 477
https://t.me/AlWajibru