Говорит Шейх Ахмад ибн Куддама аль -Макдиси (умер 689 по хиджре)
Раздел: Разъяснение когда показуха портит(аннулирует) дела, когда нет!!
Показуха к человеку приходит либо после совершения поклонения, либо до. Если после совершения к нему пришла радость из-за того что узнали о его поклонении, но он сам не рассказал (не показал), это не аннулирует его поклонение, потому что он уже совершил его будучи искренним, и то что произошло после, не влияет на это, особенно если он сам не говорил об этом и не показывал. Но если он рассказал об этом и показал, то здесь есть риск, в основном бывает, что в момент совершения поклонения бывает какой то вид показухи, если даже сохранён от показухи(в общем), то награда уменьшается, поистине между открытым и тайным совершением дел разница в 70 степеней. А что касается, если показуха пришла до завершения поклонения, как намаз, который он начал искренне, если он просто обрадовался (когда увидели, узнали люди) то это не портит его награду, но если эта показуха побудила его к нему, как например удлиняет намаз, чтобы его степень видели, то это портит его награду. А что касается когда он начал поклонение (с показухой) как например, начал намаз чтобы показушничать, если он так до конца совершил, то это ему не засчитывается (награда), но если в ходе намаза он пожалел об этом, то ему следует заново начать его. А Всевышний знает лучше.
إذا ورد على العبد وارد الرياء فلا يخلو :
إما أن يكون ورد بعد فراغه من العبادة أو قبله، فإن ورد عليه بعد الفراغ سرور بالظهور من غير إظهار منه ، فهذا لا يُحبط العمل ؛ لأنه قد تمَّ على نعت الإخلاص فلا ينعطف ما طرأ عليه بعده ، لا سيما إذا لم يتكلف هو إظهاره والتحدث به ، فأما إن تحدث به بعد تمامه وأظهره ، فهذا مُخوّف ، والغالب عليه أنه كان في قلبه وقت مباشرة العمل نوع رياء ، فإن سلم من الرياء نقص أجرُه ، فإنَّ بين عمل السر والعلانية سبعين درجةً . وأما إذا ورد الرياء قبل الفراغ من العبادة ، كالصلاة التي عقدها على الإخلاص فإن كان مجرد سرور لم يُؤثر في العمل ، وإن كان رياء باعثاً على العمل ، مثل أن يُطيل الصلاة
ليرى مكانه ، فهذا يُحبط الأجر
وأما ما يُقارن العبادة ، مثل أن يبتدىء الصلاة على قصد الرياء ، فإن أتمها على ذلك
لم يُعتد بها ، وإن ندم فيها على فعله، فالذي ينبغي له أن يبتدئها ، والله أعلم
📚 Минhадж аль-Къасидин стр. 258 изд. Аль-файхаа
Р.S. если человек радуется, когда люди узнают о его совершённом поклонении, в этом есть примесь показухи.