Как правильно понимать такие Сифаты Аллаха как аль- Кадам ( стопа) и ар-Риджль ( нога) ? (Часть 2) 

Как правильно понимать такие Сифаты Аллаха как аль- Кадам ( стопа) и ар-Риджль ( нога) ? (Часть 2)

 

Имам Ахмад ас-Сави аль-Малики (1175-1241 х/1761-1825 г) разъясняет хадис:

 

🖊От Анаса ибн Малика передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: Ад не перестанет говорить: есть ли добавка? Пока Великий Господь не положит туда аль-кадам ( ногу) и он скажет: достаточно, достаточно, клянусь Твоим Величием! (Тогда он наполнится) так, что одна часть войдёт в другую. И  в раю будут свободные места, пока Аллах не создаст творения и поселит их там, заполнив таким образом рай. Сахих аль- Бухари [6661]

 

🖌Слова аль- Кадам (стопа) и ар-Риджль( нога) в хадисе из муташабих( не ясных) .

 

✏️Об этом есть высказывания Салафов и халафов. Салафы очищали Всевышнего от придания органов, а смысл этих Сифатов оставляли на Аллаха.

 

✏️У халафов есть их толкование: Что под аль- Кадам (стопа) и ар-Риджль ( нога) здесь имеется ввиду люди, которых Всевышний знает, что они из обитателей ада.

 

Потому что слова аль- Кадам и ар-Риджль в ( арабском языке) используются для обозначения большого количества людей.

 

И как-будто в хадисе сказано: Всевышний введёт в ад большую группу людей, которым он был обещан.

 

✏️И подкрепляет это мнение, то что передаётся от ибн Мас’уда: нет в аду ни дома, ни цепей, ни палиц, ни ящиков, кроме как на них написаны имена тех кому они предназначены, и каждый хранитель ада ожидает их и знают их имена и описания. И когда все кому они предназначены пребудут в ад, тогда хранители ада скажут:достаточно, достаточно! И тогда ад войдёт одна часть в другую, когда не останется никого из обитателей ада, которых они ожидали.

 

📝И также из толкования: Что положит аль- Кадам ( стопу) и ар-Риджль ( ногу) означает, что Всевышний явит Своё величие аду, и она унизится, сузится, и одна часть войдёт в другую и скажет: достаточно, достаточно!

 

И это более сильное толкование.

 

هـ. ولفظ القدم والرجل في الحديث من المتشابه، يأتي فيه مذهب السلف والخلف، فالسلف ينزهونه عن الجارحة، ويفوضون علمه إلى الله تعالى، والخلف لهم فيه تأويل منها : أن المراد بالقدم والرجل قوم من أهل النار في علم الله، لأن القدم والرجل يطلقان في اللغة على العدد الكثير من الناس، فكأنه قال: حتى يضع رب العزة فيها العدد الكثير من الناس الموعودين بها، ويؤيده ما ورد عن ابن مسعود، أن ما في النار بيت ولا سلسلة ولا مقمع ولا تابوت، إلا وعليه اسم صاحبه، فكل واحد من الخزنة، ينتظر صاحبه الذي قد عرف اسمه وصفته؟ فإذا استوفى ما أمر به وما ينتظره، ولم يبق أحد منهم قالت الخزنة قط قط، حسبنا حسينا، اكتفينا اكتفينا وحينئذ فتنزوي جهنم على من فيها وتنطق، إذ لم يبق أحد ينتظر. ومنها أن وضع القدم والرجل كناية عن

تجلي الجلال عليها، فتتصاغر وتضيق وتنزوي فتقول: قط قط، وهذا هو الأقرب

 

📚[Хашият ас- Сави на тафсир Джалалейн том 5 стр 339]

 

 

https://t.me/AlWajibru

Путь саляфов
Добавить комментарий