Как искупить гъиба, клевету и задевание чести, если потерпевшего больше нет?
Имам Мулла Али аль- Къари ( ум. 1014 г. по хиджре) говорит:
Что касается несправедливости относительно чести человека, как клевета, гъиба, то обязательно тут вместе с покаянием ( которое связано с правами Всевышнего) нужно еще сообщить тому кого он задел и просить у него прощения.
Если это проблематично, пусть намерится, что когда он их найдет, то попросит прощения, и если они простят, то с него спадает грех за эти несправедливости.
Но если все это невозможно, из-за того что тот за кого он сделал гъиба скончался или отсутствует например, пусть попросит прощения у Аллаха, и надеется что Всевышний по Своей милости Сам воздаст им за тебя из Своих щедрот, поистине Он Щедрый, Милостивый, Сострадательный.
، وأما إن كانت المظالم في الأعراض كالقذف والغيبة فيجب في التوبة فيها مع ما قدمناه في حقوق الله أن يخبر أصحابها بما قال من ذلك ويتحلل منهم، فإن تعذر ذلك فليعزم على أنه متى وجدهم تحلل منهم فإذا حللوه سقط عنه ما وجب عليه لهم من الحق، فإن عجز عن ذلك كله بأن كان صاحب الغيبة ميتا أو غائبا مثلاً فليستغفر الله، والمرجو من فضله وكرمه أن يرضي خصماءه من خزائن إحسانه فإنه
جواد كريم رؤوف رحيم
📚Шарх Фикхуль Акбар стр 265
https://t.me/AlWajibru