Записи над троном
Шейхуль Ислам,Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскъалани (773-852 х/1372-1449 м) приводит к разъяснению хадиса:
От Абу Хурейры передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: Поистине Аллагь когда создал творения, Он записал у Себя над троном, поистине Моя милость, одолевает Мой гнев.Сахих аль- Бухари 3194
Сказал имам аль- Хаттаби: и смысл слов » над троном» то-есть, у Него знание этих вещей,и Он не забывает и не изменяет это,как слова Всевышнего »
Знание об этом у моего Господа в Писании.Мой Господь не забывает и не ошибается
» Сура Та Ха 52 аят.
Что касается » Хранимой скрижали » , в котором записаны все виды творений,и разъяснение их дел, сроков,пропитания,и положений,и будет смысл слов » У Себя над троном » то-есть,упоминание этого и знание об этом, всё это допустимо понять из этого. Так как трон это творение, которого несут ангелы, не является не возможным чтобы они соприкасались к нему когда его несут, хотя в действительности трон и тех кто несёт трон, носит Сам Всевышний Своим могуществом.
И когда мы говорим Аллагь над троном, это не означает что Он соприкасается с троном, или занимает там место, или находится в стороне трона , нет это сообщение которое передаётся умалчивая об этом. Мы говорим так, и отрицаем образ, так как нет ничего подобного Ему, и от Аллаха успех.
حديث ابي هريرة ان الله لما قضى الخلق كتب عنده فوق عرشه ان رحمتي غلبت غضبي.. فوق العرش أي عنده علم ذلك فهو لا ينساه ولا يبدله، كقوله تعالى: ﴿ فِي كِتَب لَّا يَضِلُّ رَبِّي وَلَا يَنسَى ) . [ طه : ٥٢] وأما اللوح المحفوظ الذي فيه ذكر أصناف الخلق وبيان أمورهم وآجالهم وأرزاقهم وأحوالهم، ويكون معنى فهو عنده فوق العرش أي ذكره وعلمه وكل ذلك جائز في التخريج، على أن العرش خلق مخلوق تحمله الملائكة، فلا يستحيل أن يماسوا العرش إذا حملوه، وإن كان حامل العرش وحامل حملته هو الله، وليس قولنا إن الله على العرش أي مماس له أو متمكن فيه أو متحيز في جهة من جهاته بل هو خبر جاء به التوقيف فقلنا له به ونفينا عنه التكييف إذ ليس كمثله شيء وبالله التوفيق.
📚Фатхуль Бари том 13 стр 508
https://t.me/AlWajibru