Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277
Разъясняет хадис:
عَنْ طَلْحَةَ بنِ يَحْيَى، عَنْ عَمِّهِ قَالَ: كُنْتُ عِنْدَ مُعَاوِيَةَ بنِ أَبِي سُفْيَانَ، فَجَاءَهُ المُؤَذِّنُ يَدْعُوهُ إِلَى الصَّلَاةِ، فَقَالَ مُعَاوِيَةُ : سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ ﷺ يَقُولُ: «المُؤَذِّنُونَ أَطْوَلُ النَّاسِ أَعْنَاقاً يَوْمَ القِيَامَةِ.
От Талхи бин Яхья от его дяди, он сказал, я был у Муавии бин Аби Суфьян, и пришёл муадзин и призвал к намазу, и сказал Муавия, я слышал Посланника Аллаhа ﷺ который говорил, у Муадзинов в судный день будут самые длинные шеи. Сахих Муслим 14.
واختلف السلف والخلف في معناه، فقيل : معناه : أكثر الناس تشوفاً إلى رحمة الله تعالى؛ لأن المتشوف يطيل عنقه لما يتطلَّع إليه، فمعناه : كثرة ما يرونه من الثواب، وقال النضر بن شميل : إذا ألجم الناسَ العَرَقُ يومَ القيامة طالت أعناقهم ؛ لئلا ينالهم ذلك الكرب والعرق ، وقيل : معناه: أنهم سادة ورؤساء، والعرب تصف السادة بطول العُنُق . وقيل :……وقال ابن الأعرابي : معناه: أكثر الناس أعمالاً .
У ранних и поздних учёных разные мнения о смысле этих слов (самые длинные шеи). И сказали что его смысл, потому что они больше всех стремятся к милости Аллаhа تعالى,а тот кто к чему то стремится, вытягивает шею чтобы увидеть его, также говорят смысл его, из-за множества наград которых они увидят, и сказал ан-Надр ибн Шумейл, когда в судный день люди будут тонуть в своём поту, удлинятся их шеи, чтобы их не постиг пот и печаль. Также говорят, что они будут господинами и предводителями, и арабы описывают господинов длиношеями. И сказал ибн Араби что его смысл, люди с самыми большими делами (благими).
📚шарх сахих Муслим том 2 стр. 390