АбдульФаттах Абу Гъудда (род.1336 -1417 по хиджре)
Приводит слова шейха аз-Забиди:
— قال الشيخ مرتضى الزبيدي في شرح «الإحياء » ٧ : ٥٦٦ في مبحث جواز غيبة الفاسق: «إن ذكر الفاسق بما فيه ليحذره الناسُ : مشروط بقصد الاحتساب وإرادة النصيحة دفعاً للاغترار به، فمن ذكَرَ أحَداً من هذا الصنف، تشفياً لغَيْظه أو انتقاماً لنفسه، أو لنحو ذلك من الحظوظ النفسانية فهو آثم، صرح بذلك تاج الدين ابن السبكي عن والده تقي الدين السبكي قال تاج الدين: كنت جالساً بدهليز دارنا فأقبل كلب، فقلتُ: احْسَا كلب بن كلب، فزجرني الوالد من داخل البيت، فقلت: أليس هو كلب بن كلب؟ قال : شَرْطُ الجواز عَدَمُ قَصْدِ التحقير، فقلت: هذه فائدة».
Сказал шейх Муртада аз-Забиди в шархе на аль-Ихйа в разделе дозволения гъиба за грешника¹
Если упоминают грешника и о его грехе чтобы предостеречь людей от этого,то это обусловлено, если делают с целью отчитывания и желания наставления, чтобы люди не обманывались им,и когда кто-то говорит о ком то в этом ключе, если он критикует его из-за своего гнева, или личной мести, или по подобным корыстным целям, то он грешит, об этом ясно высказался Таджуддин ас-Субки от своего отца Такиюддина, говорит Таджуддин, я сидел на крыльце своего дома, и подошла собака, и я сказал низкая собака сын собаки, и меня поругал мой отец из дома, и я сказал, разве он не собака сын собаки? Он сказал условие дозволения(критики) , отсутствие цели унизить, и я сказал, это и есть польза.
📚Хашият рисалат аль-Мустаршидин стр. 186.издат.аль-башаир аль-Исламиййа.
¹тоесть критиковать и делать гъиба за спиной явного грешника можно только с целью предостеречь от его грехов и нечестия, иначе это грех.