Входят ли ангелы в тот дом, где держат собаку по шариатской уважительной причине, и изображения , которые не на почётных местах?
Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277 разъясняет тему вхождения ангелов в тот дом где есть собака или изображение:
Сказали учёные: причина того, почему ангелы не заходят в тот дом где есть изображение, из-за мерзости этого греха, и в нём есть уподобление Аллагьу в создании образов, и в некоторых изображениях есть то ,что отдаляет от Аллагьа.
И причина не вхождения их в те дома где есть собака, потому что она пожирает нечистоты, и некоторых собак прозвали шайтанами, как приходит хадис на этот счёт. А ангелы, это противоположность шайтанов, и также из-за мерзкого запаха исходящего от собаки, а ангелы не любят мерзкий запах, и поэтому запрещено держать дома собаку, и наказание тому кто держит дома собаку, это то, что он лишается входа ангелов в его дом, и их благословений, просьб о прощении и благодати на него и на его дом, и защиты от вреда шайтана.
Что касается ангелов , которые не входят в тот дом где есть собака или изображения, то эти ангелы, которые приходят с милостью, просьбой о прощении и благодати. Что касается ангелов хранителей, то они входят в любой дом, и никогда не разлучаются с человеком ни при каких обстоятельствах, потому что им велено считать и записывать дела людей.
Сказал аль- Хаттаби: ангелы не входят в тот дом, где запрещено держать собаку или изображения, а что касается те ситуации когда не запрещено держать собаку, как например:для охраны скота, посевов или охоты и изображения которые не на почётных местах, как на ковре ( напольный) подушке и так далее, в такое место ангелы заходят, и аль- Къады тоже указал на это мнение ( то есть, придерживается этого).
Но сильное мнение, это касается каждой собаки и каждого изображения, и они( ангелы) не входят в дома как бы и по какой бы причине человек не держит собаку или изображения ,потому что в хадисе это пришло в общем, без детализации. И щенок, который оказался в доме Пророка ﷺ под кроватью, и он ﷺ не знал о нём и имел явное оправдание, и вместе с этим, Джибриль не пришёл к нему домой по причине щенка, и если наличие оправдания позволяло бы( ангелам) войти в тот дом где есть собака и изображения, то Джибриль вошёл бы туда.
قال العلماء سبب امتناعهم من بيت فيه صورة كونها معصية فاحشة، وفيها مضاهاة لخلق الله تعالى وبعضُها في صورة ما يُعبد من دون الله تعالى، وسبب امتناعهم من بيت فيه كلب لكثرة أكله النجاسات؛ ولأن بعضها يسمى شيطاناً، كما جاء به الحديث، والملائكة ضد الشياطين، ولقبح رائحة الكلب والملائكة تكره الرائحة القبيحة؛ ولأنها
منهي عن اتخاذها ، فعُوقب متَّخِذُها بحرمانه دخول الملائكة بيته وصلاتها فيه، واستغفارها له وتبريكها عليه وفي بيته ودفعها أذى الشيطان ،وأما هؤلاء الملائكة الذين لا يدخلون بيتاً فيه كلب أو صورة، فهم ملائكة يطوفون بالرحمة
والتبريك والاستغفار، وأما الحفظة فيدخلون في كل بيت ولا يفارقون بني آدم في كل حال؛ لأنهم
مأمورون بإحصاء أعمالهم وكتابتها .
قال الخطابي : وإنما لا تدخل الملائكة بيتاً فيه كلب أو صورة مما يحرم اقتناؤه من الكلاب والصور، فأما ما ليس بحرام من كلب الصيد والزرع والماشية، والصورة التي تمتهن في البساط
والوسادة وغيرهما، فلا يمتنع دخول الملائكة بسببه . وأشار القاضي إلى نحو ما قاله الخطابي، والأظهر أنه عام في كل كلب وكل صورة، وأنهم يمتنعون من الجميع لإطلاق الأحاديث ؛ ولأن الجرو الذي كان في بيت النبي ﷺ تحت السرير، كان له فيه » عذر ظاهر ، فإنه لم يعلم به، ومع هذا امتنع جبريل من دخول البيت وعلل بالجرو، فلو كان العذر في وجود الصورة والكلب لا يمنعهم لم يمتنع جبريل، والله أعلم.
📚шарх сахих Муслим том 7 стр. 82
https://t.me/AlWajibru