Возмещение намазов

Возмещение намаза

 

Передают от Абу Хурейры, что когда Посланник Аллаха ﷺ возвращался с похода на Хайбар,он передвигался ночью, пока нас не одолела дремота. Он ﷺ остановился на ночлег и сказал Билалу: Охраняй нас этой ночью.

Абу Хурейра сказал: И Билала одолел сон,и он заснул опершись на свое верховое животное, и никто не проснулся, ни Пророк ﷺ ,ни Билал и ни один из его сподвижников, пока их не стало обжигать солнце.

Посланник Аллаха ﷺ первым проснулся и встревоженный этим ,Посланник Аллаха ﷺ сказал: О Билал! Ты мне дороже моих родителей, меня одолело тоже что и тебя. И они немного отвели своих верблюдов, после чего Пророк ﷺ совершил омовение, приказал Билалу дать Икъама.Затем он совершил с ними утреннюю молитву, а после молитвы сказал: Кто забыл совершить молитву, пусть совершить её, когда вспомнит о ней ,ведь Аллаh сказал: Выстаивай молитву для поминания» Передал Абу Дауд 435.Хадис является достоверным

 

Абуль Аббас аль-Куртуби ( умер в 656 году по хиджре) говорит в разъяснении хадиса:

О том, кто нарочно пропустил молитву

Большинство учёных считают, что если человек намеренно пропустил намаз (ас-салят), то ему обязательно нужно её восполнить (аль-када’). Есть и отклоненное ( шазз) мнение против — от Давуда и Абу Абд ар-Рахмана аль-Аш‘ари.

Учёные приводят несколько доводов в пользу возмещения намаза для такого человека :

1)В хадисах ясно сказано, что забывшему и проспавшему нужно возмещать молитву, хотя они этим не совершили грех. Если для них это обязательно, то для того, кто пропустил намеренно, — тем более!

2)Пророк ﷺ сказал: «Если он вспомнит её». Тот, кто намеренно пропустил намаз, как раз и вспоминает об этом. Значит, ему нужно восполнить.

3)Пророк ﷺ сказал: «Кто забыл молитву» — это значит любой, кто её пропустил, будь то из-за рассеянности или нет. Забвение — это и есть оставление. Коран подтверждает: «Они забыли Аллаха, так и Он забыл их» (сура «ат-Тауба», 9:67). То есть, они пренебрегли знанием об Аллаhе и повиновением Ему — и получили наказание.

4)Пророк ﷺ сказал: «Кто забыл молитву, то её искупление — совершить её, когда вспомнит». Искупление обычно бывает за грехи. А спящий или рассеянный не грешит. Значит, здесь под «забывшим» подразумевается именно тот, кто пропустил намеренно.

5. Аргумент из Корана о цели молитвы

Аллах сказал: «Совершай молитву для воспоминания обо Мне» (сура «Та Ха», 20:14). То есть, чтобы вспоминать Аллаhа в ней. Это подчёркивает, что молитва нужна всегда, даже если пропустил ( намеренно).

6. Аргумент о том, что время не отменяет обязанность

Возмещение обязательно сразу, как только вспомнил. Прошедшее время не снимает долг — молитва остаётся на твоей совести, как любой другой долг. Она отменяется только исполнением или если пропадает условие (например, чистота). Ничего такого здесь нет. Это мнение наших главных учёных по основам права (усуль аль-фикх) и факихов….¹

Выдающийся учёный современности Хасан Хиту говорит:

Посланник Аллаха ﷺ разъяснил относительно Хаджа,когда его один спросил об его отце ,у которого была возможность,  но не совершил Хадж, нужно ли возмести за него? Он ﷺ ответил ему ,чтобы он возместил за своего отца,указав,что долг перед Аллахом более заслуживает возмещения.

И тот кто должен людям,эти долги с него не снимаются по причине его смерти, если это дело так относительно долгов перед людьми, то долг перед Аллахом тем более заслуживает возмещения.

Также и намаз, если у него долги по намазу,он обязан их возмести, потому что долг перед Аллахом более всех заслуживает возмещения.

Этого мнения придерживаются Абу Ханифа, Малик,аш-Шафии и Ахмад единогласно, что оставивший намаз намеренно, обязан его возмещать…

 

وأما من ترك الصلاة عامداً فالجمهور أيضاً على وجوب القضاء عليه، وفيه القضاء على خلاف شاذ أيضاً عن داود وأبي عبد الرحمن الأشعري. وقد احتج الجمهور عليهم تارك الصلاة بأوجه :أحدها: أنه قد ثبت الأمر بقضاء الناسي والنائم، مع أنهما غير مؤثمين فالعامد أولى.وثانيها: التمسك بقوله : إذا  وثالثها: التمسك بعموم قوله : من نسي صلاة أي : من حصل منه نسيان والنسيان هو الترك، سواء كان مع ذهول أو لم يكن، وقد دل على هذا قوله تعالى: نَسُوا اللَّهَ فَنَسِيهم ) [التوبة : ٦٧] أي: تركوا معرفة الله وأمره فتركهم في العذاب ورابعها: التمسك بقوله: من نسي صلاة فكفارتها أن يصليها إذا ذكرها والكفارة إنما تكون عن الذنوب غالباً، والنائم والناسي بمعنى الذاهل ليس بأثم، فتعين العامد لأن يكون هو المراد بلفظ الناسي.ورابعها: التمسك بقوله: من نسي صلاة فكفارتها أن يصليها إذا ذكرها والكفارة إنما تكون عن الذنوب غالباً، والنائم والناسي بمعنى الذاهل ليس بألم، فتعين العامد لأن يكون هو المراد بلفظ الناسي.وخامسها : قوله : ( وَأَقِمِ الصَّلوةَ لِذِكْرِى) [طه: ١٤]. أي: لتذكرني فيها وسادسها: أن القضاء يجب بالخطاب الأول، لأن خروج وقت العبادة لا يسقط وجوبها؛ لأنها لازمة في ذمة المكلف كالديون، وإنما يُسقط العبادة فعلها، أو فقد شرطها، ولم يحصل شيء من ذلك. وهذا أحد القولين لأئمتنا الأصوليين والفقهاء، وفي قوله : (إذا ذكرها) حجة للجمهور على أبي حنيفة حيث يقول : إن المتروكة لا تقضى بعد الصبح ولا بعد العصر، ووجه تمسكهم: أنها صلاة تجب بسبب ذكرها فتفعل عند حضور سببها متى ما حضر، وقد صرح بالتعليل في قوله تعالى : ( وَأَقِمِ الصَّلوةَ لِذِكْرِي ) [ طه : ١٤] فإن اللام للتعليل ظاهراً، ولا يعارض هذا بقوله : لا صلاة بعد الصبح حتى تطلع الشمس (۱). فإن هذا عالم في جنس الصلوات، وذلك خاص في الواجبات المقضية. والوجه الصحيح عند الأصوليين بناء العام على الخاص، إذ ذلك يَرْفَعُ التعارض، وبه يمكن الجمع، وهو أولى من الترجيح باتفاق الأصوليين…وقد بين هذا في الحج حينما سأله السائل عن أبيه الذي أدركته فريضة الحج ولم يحج ، هل يقضي عنه حجه ؟ فأجابه بأنه يقضي الحج عن أبيه، وعلله بأن دين الله أحق بالقضاء ؛ فإن ما استقر في الذمة من ديون البشر لا يسقط بالموت ، فإذا كان الأمر كذلك في ديون البشر ؛ فدين الله أحق بالقضاء، وكذلك الصلاة إذا استقرت بالذمة ؛ فيجب قضاؤها ؛ لأن دين الله أحق بالقضاء.

ولذلك ذهب أبو حنيفة ومالك والشافعي وأحمد بالاتفاق إلى وجوب قضاء الصلاة المتروكة عمداً ،

 

📚¹ Муфхим ..шарх Сахих Муслим том 2 стр 310

 

📚² Ваджиз стр 167ذكرها والعامد ذاكر لتركها فلزمه قضاؤها .

Путь саляфов
Добавить комментарий